Лара Крофт в «Смехопанораме», или Путь к спасению Четвертого Рима укажет доллар
Дмитрий Никитинский посмотрел фильм:
«Сокровища нации: Книга тайн» /National Treasure: Book of Secrets/ режиссёр -- Йен Тертлтауб. В ролях: Николас Кейдж, Диана Крюгер, Джон Войт, Хелен Миррен, Джастин Барта, Эд Харрис, Харви Кейтель, Брюс Гринвуд, Ти Баррелл. США, 2007, 122 мин.
"Начнем, пожалуй, с vox populi, извергнутого почти что устами младенца… Кинотеатр «Луч», народ валом прет с только что закончившегося сеанса в гардероб. Передо мной две девицы лет 15-ти. - «Не, ну классное кинцо, а! Сначала херня какая-то, а потом – нормально, здоровски!» Вот, собственно, рецензия экспресс-методом. Делайте выводы и решайте – нужно ли вам смотреть этот фильм. В зависимости от того, конечно же, смотрите ли вы «Дом-2».
Начнем, пожалуй, с vox populi, извергнутого почти что устами младенца… Кинотеатр «Луч», народ валом прет с только что закончившегося сеанса в гардероб. Передо мной две девицы лет 15-ти. - «Не, ну классное кинцо, а! Сначала херня какая-то, а потом – нормально, здоровски!» Вот, собственно, рецензия экспресс-методом. Делайте выводы и решайте – нужно ли вам смотреть этот фильм. В зависимости от того, конечно же, смотрите ли вы «Дом-2».
Я, например, не смотрю. И потому мое мнение будет прямо противоположным. Фильм очень глупый и сумбурный. Но местами довольно забавный. Наибольший интерес для человека, имеющего привычку мыслить, представляет как раз первая часть, та самая, где «херня какая-то». А вот вторая часть, напротив, довольно утомительна. Поскольку там – весьма забубенный экшен. Он не то, чтобы откровенно плох, или, напротив, хорош. Просто никакой. Набор общих мест, потыренных по-тихому со всех мало-мальски приличных образцов жанра. А вообще это больше всего похоже на видеоигру с Ларой Крофт – все эти рычаги, оборванные лестницы, зловещие подземелья и прыжки по платформам. Только на кнопки нажимать не дают, а потому скучно.
Но как раз самый впечатляющий трюк во второй серии «Сокровищ нации» - в той самой первой части, что вводит «телок» в уныние и сон. Там автомобильная погоня, во время которой по узким лондонским переулкам мчится грузовик с пивными кегами. Борта в кузове открываются, жестяные бочки бухают на мостовую, пиво струей бьет во все стороны. Вот один пивной бочонок так удачно вылетает из кузова, что в полете сносит голову какой-то викторианской скульптурке, культурному наследию британской столицы. Если это не скрытая реклама крепкого пива (типа нашей «девятки») – «Срывает башнню!» - то я уж и не знаю, что думать...
Помнится, еще три года назад, когда я писал рецензию на первый фильм, заметил, что фильм весьма смахивает на компьютерную игру в жанре квест. (Да-да, Лара Крофт!) Это такой вид электронных развлечений, в котором не надо убивать монстров и командовать армиями, но требуется разгадывать загадки. Проблема с этими квестами в том, что зачастую логика решения этих загадок остается абсолютно непостижимой для обычного человека. Если вы когда-нибудь общались с сисадминами, то должны понимать, что я имею в виду. У людей, которые занимаются программированием, мозги зачастую устроены совершенно иначе.
Ну, у главного героя «Сокровища нации» с этим-то как раз все в порядке. Неслучайно ведь его зовут Б. Гейтс. Только не Билл, а Бенджамин. Ну, это, понятно, чтобы с судебными исками не возится.
Если вы играли в квесты, то, должно быть, знаете, что такое «пиксель-хантинг». Это когда игрок судорожно тыкает курсором во все подряд, что только видит перед собой на экране, пытаясь отыскать необходимый для решения очередной головоломки прибамбас. Так ведут себя все остальные герои данного фильма. Потому что их зовут не Б.Гейтс, а иначе.
Пиксель-хантинг – занятие довольно утомительное, так что заскучавших девиц понять очень даже можно. Тем более, что поклонницы «Дома-2» имеют обыкновение втихушку SMSиться на уроках истории, и потому для них вся интрига, связанная с убийством Авраама Линкольна, представляется вероятно, китайской грамотой.
Человеку же мало-мальски культурному, ежели вдруг нелегкая занесет его в кинотеатр на просмотр этого смешного кино, наблюдать за пафосными речами героев, пытающихся обелить своих дедушек и прадедушек, будет крайне забавно. «Я видел правду в его глазах!» Согласитесь, в нашем кино, ориентированном на население самой пьющей страны в мире, такая реплика решительно невозможна! Вот кто-то из второстепенных героев пытается урезонить Б.Гейтса – мол, а какое вам, собственно, дело, сударь, до репутации людей, живших полтораста лет тому назад? На что тут же получает идеологически выверенный ответ не в бровь, но в глаз – типа, вспомни-ка, дружок, героев Рима! Их судьбы и по сей день волнуют человечество! Это ключевой момент для понимания фильма – тут как на ладони раскрываются все комплексы американской нации. И стыд за куцость младенческой истории. И вечная инфантильная претензия на статус новой римской империи. Стоит дождаться третьей серии – там, по всей видимости, герои должны будут уже напрямую общаться со Всевышним, получая от него шифрованные указания о том, как железной рукой загнать человечество к счастью. Весьма прозрачный намек на такой исход событий содержится уже в этом фильме – в одном из эпизодов, когда герои попадают в очередное безвыходное положение, путь к спасению им указывает доллар. Натурально – купюра. Метко брошенная в бурлящий поток бумажка плывет именно в ту сторону, куда надобно бежать. «In God We Trust» на этой бумажке написано, если кто забыл. Спаси и сохрани, ага!
Следует ли удивляться тому, что англичане и французы в этом фильме выведены надутыми и агрессивными идиотами? «Евростандарты» Голливуда. Попутно английская королева обвиняется в том, что поддерживала южан во время гражданской войны и тем самым строила козни грядущем торжеству демократии. Можно ли после такого обижаться на этих людей за то, что они не выдают нам Березовского?
Под носом у инородцев Б.Гейтс энд сотоварищи проникают в Букингемский дворец и лихо шарятся в королевском столе. Перед этим Гейтс и его бывшая супруга, взбалмошная особа, которая все время говорит «ну!», устраивают показную семейную сцену, чтобы отвлечь охрану. Разыгранная по всем канонам сельской самодеятельности, она не способна обмануть даже поклонника Петросяна. Умиляются лишь наши герои: «Когда ты поняла, что я придуриваюсь?» После того, как ты пропустил утренний укол, милый!
Да, надо отдать должное сценаристам. Они подумали не только о тех, кто знает, как звали убийцу Линкольна. Прогресс по сравнению с первой серией очевиден. В фильме много довольно забавных диалогов. Имеется целая орава второстепенных персонажей, которые довольно уморительно скандалят и препираются меж собой. Пока Б.Гейтс пикируется со своей супругой, имеющей пристрастие к междометию «ну», его папа, Джон Войт, пытается выстоять под огнем ураганного злословия, изрыгаемого бывшей женой (Хелен Мирен). Так эти две семейные парочки, старые и малые, и скачут через весь фильм, погавкивая друг на друга. Хорошее дело браком не назовут, а зрителя, который не играет в квесты и спал на уроках истории, чем-то развлекать надо. Впрочем, некоторые гэги и впрямь чудо как хороши! Вот герои получают доступ к американской Книге Тайн. Там ответы на все вопросы. Хранится такая книга, конечно же, у президента США. Где же еще-то?! Так вот, листают они ее где-то впопыхах. Мелькают страницы – убийство Кеннеди, зона 51. Комичный ассистент Б.Гейтса пытаются робко встрять – мол, дайте хоть одним глазком про инопланетян-то, а? Но на него злобно цыкают – не лезь, дурилка, со своими глупостями, нам тайну королевского стола раскрыть надо!
Тут, надобно, конечно, заметить, что такое пристрастие американцев к историческому правдоискательству русскому человеку решительно непонятно. У нас уже несколько поколений выросли, на глазах которых отечественная история переворачивалась вверх дном, как «Адмирал Нахимов», по нескольку раз. Страшно было только на первом XX-м съезде. А потом всем просто наплевать. Тем более, что на носу в исторической перспективе очередное судилище.
Посему на этот дикий коктейль из примитивной и безалаберной конспирологии, национальных комплексов и откровенного гримасничанья актеров первой величины, мы можем взирать лишь с широко открытыми, как при посещении кунсткамеры, глазами.
По крайней мере, до тех пор, пока к власти не придет поколение, выросшее на «Доме-2».