Формула роста: просто говори!
Из тысячи человек, изучающих иностранные языки в России, уровня свободного владения достигают только 13. Обычно это - выпускники факультетов иностранных языков. Почему же нам так трудно научиться говорить на чужом языке?
Из тысячи человек, изучающих иностранные языки в России, уровня свободного владения достигают только 13. Обычно это - выпускники факультетов иностранных языков. Почему же нам так трудно научиться говорить на чужом языке?
Такой вопрос около сорока лет назад задал себе известный московский лингвист, профессор Игорь Юрьевич Шехтер. На поиски ответа ему потребовалось несколько лет. Сначала профессор предложил вообще отказаться от понятия «иностранный язык». И заменить его другим – «чужой язык», имея в виду, что чужой язык подчиняется тем же законам речепорождения, что и родной. Значит, если человек может говорить на своем родном языке, он способен освоить и чужой.
Но для этого надо не учить людей, как это делают на традиционных уроках, а создавать условия, при которых они сами заговорят на чужом языке. Ведь живую речь трудно втиснуть в жесткие рамки языковых конструкций – она всегда рождается в процессе общения.
В результате длительных исследований и экспериментов Шехтер создал принципиально новый метод – эмоционально-смыслового освоения чужого языка. Занимаясь по нему, люди начинают говорить на новом языке уже через две недели. А после трех месяцев интенсивных занятий свободно ведут деловые переговоры и выступают на международных научных конференциях.
Этюд с натуры
Занятия «по Шехтеру» напоминают уроки в школе актерского мастерства: здесь тоже разыгрывают этюды на заданную тему. Как и в любой реальной жизненной ситуации, в них всегда есть «действующие лица», завязка и кульминация. Однако никто не может предположить, как будут развиваться события, и какие «реплики» будут произнесены. Все зависит от личного опыта участников, их настроения и воображения. Развязка непредсказуема – как сама жизнь.
В этом состоит главное отличие этюдов Шехтера от ролевых игр, которыми изобилуют методики коммуникативного и интенсивного обучения. Там роли расписаны, слова строго оговорены и все известно наперед. Но вряд ли кто-то из учеников будет использовать заученные шаблонные фразы, оказавшись в другой стране.
Три ступени
На первых занятиях «по Шехтеру» слушатели не учат алфавит, не зубрят слова и не пытаются разобраться с незнакомой грамматикой. Им не выдают учебников, не задают домашних заданий и не устраивают экзаменов. Полный курс занятий включает три цикла. Каждый – по 100 академических часов (4 часа ежедневно, кроме выходных).
Первый цикл дает возможность освоить язык на уровне каждодневных ритуалов, бытовых ситуаций и т.д. Это легкий и свободный язык, не ограниченный сложной грамматикой и лексикой. Он формирует навык быстрого и спонтанного реагирования на изменяющийся мир через эмоции, через решение творческих задач, через свободу выбора.
Изюминка второго цикла заключается в том, что слушатели не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Он дает навык коррекции своей речи на уровне языковой и грамматической интуиции.
Задача третьего цикла – посмотреть на чужой язык глазами носителя и почувствовать его красоту, развить способность интонировать и раскрашивать свою речь.
Между циклами рекомендуется делать перерывы: от одного до четырех месяцев. Усовершенствовать произношение или углубить знание грамматики можно на дополнительных занятиях: каждый такой спецкурс включает 48 академических часов.
Было бы желание
«Чтобы овладеть чужим языком, никакие выдающиеся способности не нужны», - утверждает автор метода. Единственное условие для слушателей – аккуратно посещать занятия.
А вот к преподавателям требования предъявляются очень высокие. Профессор «собственноручно» готовит их в своей авторской школе в Москве. Его ученики работают в 108 городах России и за рубежом, обучая людей 22 европейским и азиатским языкам. Преподавателей Шехтер принимает только по рекомендации и внимательно наблюдает за каждым. Преподавателю не достаточно быть грамотным лингвистом и талантливым педагогом, он должен быть еще и хорошим психологом и отличным актером и режиссером. Ведь метод предполагает не только строгое соблюдение технологии: для успешного освоения языка необходима атмосфера непринужденного дружеского общения, а это в первую очередь зависит от педагога.
Освоить чужой язык «по Шехтеру» теперь можно и в Красноярске — в языковом клубе «Well». Несколько преподавателей из красноярского языкового клуба «Well» прошли обучение в школе Игоря Юрьевича Шехтера. Их первые слушатели - более ста человек - уже закончили первый цикл. Многие сейчас посещают занятия второго цикла.