Дискриминация красноярских велосипедистов
Поздравим себя! В 2007 году по объемам продаж велосипедов Красноярск обогнал все крупные города Сибири и Дальнего Востока – 12 тысяч единиц двухколесной техники – не шутка (всего в России было продано 5 миллионов велосипедов).
Поздравим себя! В 2007 году по объемам продаж велосипедов Красноярск обогнал все крупные города Сибири и Дальнего Востока – 12 тысяч единиц двухколесной техники – не шутка (всего в России было продано 5 миллионов велосипедов). По статистике, каждый десятый житель нашего города имеет хоть какой-то велосипед, а значит, хотя бы раз в месяц на нем катается. Другой вопрос – где и как он это делает?
Европейцы традиционно озабочены экологией. С этой целью в Берлине за последние пять лет было построено и отремонтировано около 130 км велопутей, а число людей, колесящих по городу на двухколесном транспорте, власти в ближайшее время собираются довести до 10% от всех жителей города. В Дании 32% работающего населения ездит на велосипедах, в Амстердаме – 40%, а в скором времени там появится еще и специальный гараж на 10 тысяч веломест.
В Москве велосипедистов около 3 миллионов, на них приходится 10 км велодорожек. В Питере на 2,5 миллиона байкеров – 20 км. В нашем родном городе – 4 км на острове Татышеве, да и те – одно название, несмотря на запрещающий знак, автомобили не отказывают себе в удовольствии «погонять двухколесных коллег». Для сравнения, в миллионном Стокгольме больше 2000 км дорожек, основная их часть находится не в парках, а занимает полосу шириной до полутора метров между тротуаром и первой полосой автодороги.
В Красноярске этот самый метр (естественно, никак не обозначенный) традиционно занят припаркованным автотранспортом. Велосипедисты вынуждены выезжать на первую полосу, создавая помеху движению. Большинство автолюбителей не считает байкеров полноправными участниками движения, и просто их не замечает. Ежегодно в ГАИ фиксируется от 7 до 10 несчастных случаев с участием велосипедистов. Красноярские байкеры уже второй год пытаются показать автомобилистам, властям и вообще горожанам, что они есть! 23 марта движение «Критическая масса» (КМ) открыло второй сезон.
Евгений Воробьев, организатор красноярского КМ: «Критическая масса – это организованное совпадение большой массы велосипедистов, которые собираются вместе и едут по городу. Смысл мероприятия – добиться численного перевеса по сравнению с автомобилистами хотя бы на отдельно взятом участке дороги, так сказать, задавить их критической массой. При этом мы соблюдаем все правила движения, показывая тем самым, что мы умеем это делать, а значит, с нами надо считаться – мы полноправные участники городского движения».
Акции КМ время от времени проходят во многих крупных городах России. И только в Красноярске КМ стало регулярной – каждую пятницу, в любую погоду наши байкеры организованной колонной проезжали по проспекту Мира. Первая красноярская КМ, прошедшая в июне 2007 года, собрала всего 17 человек, в 2008 - уже 43 человека. Самой массовой и привлекающей внимание была КМ, организованная 1 сентября, тогда в байкерских рядах по городу прокатилось порядка 150 участников. Отношение водителей к колонне уважительное, жаль, что свое законное место на дороге велосипедисты могут отвоевать, только достигнув критической массы. Поодиночке они пока бессильны.
Движение «Критическая масса» возникло в Сан-Франциско в 1992 году. Свое название акция позаимствовала из фильма Теда Уайта Return of the Scorcher, где данный термин использовался для описания дорожного движения в Пекине. В столице Китая нет светофоров, и когда большие массы велосипедистов скапливаются на перекрестке, они просто перегораживают дорогу автомобилям и таким образом проезжают. В настоящее время КМ регулярно проходит почти во всех странах Европы и обеих Америк. В юбилейной КМ 27 сентября 2004 года в Сан-Франциско участвовало 5 тысяч байкеров.
Участники КМ не против машин вообще, они против отношения к велосипедистам на дороге как к досадной помехе движению, поэтому каждая акция КМ – уважительное отношение к автомобилистам и отстаивание своих прав без экстремизма. Также КМ – это попытка добиться от властей появления в городе велодорожек и специальных стоянок. В Чикаго в 1999 году именно КМ сыграла ключевую роль в решении муниципалитета построить веловокзал (chicagobikestation.com) и создать велоинфраструктуру. Кто знает, может быть, КМ положит начало и цивилизованному велодвижению в Красноярске? Приезжайте по субботам на БКЗ к 16:00 – увеличивайте массу!
Виктория Рефас