«Саянское кольцо». Как это было в 2008-м...
Любая эксклюзивная тусовка со временем начинает постепенно отдавать попсовостью. «Саянское кольцо», по-видимому, не станет исключением из правил — как любое более-менее заметное событие, теперь фестиваль собирает на территории Шушенского не столько почитателей этно-музыки, сколько людей, попросту желающих отдохнуть на природе, в шумной компании, а также с большим количеством алкоголя.
Любая эксклюзивная тусовка со временем начинает постепенно отдавать попсовостью. «Саянское кольцо», по-видимому, не станет исключением из правил — как любое более-менее заметное событие, теперь фестиваль собирает на территории Шушенского не столько почитателей этно-музыки, сколько людей, попросту желающих отдохнуть на природе, в шумной компании, а также с большим количеством алкоголя.
Кстати, именно воздание должного алкогольным напиткам прямо на территории стадиона отпугивало многих гостей фестиваля от большой сцены. Питие начиналось прямо с утра и уже не заканчивалось.
Даже открытие фестиваля прошло под шипящие звуки откупориваемых пивных бутылок. Кроме того, торжество испортил начавшийся ливень — на стадионе остались только самые стойкие, остальные разбрелись по палаткам и домикам. Народу было уже не до этники — каждый грелся как умел.
Обратно подтягиваться люди стали только к ночи, когда стемнело и закончился дождь. Многие располагались прямо на траве, кое-кто даже засыпал на кариматах. Впрочем, уснуть могли лишь самые уставшие: во-первых, артисты вместе со звукооператорами старались на полную и включали максимальную громкость, а во-вторых, об спящих людей кто-нибудь периодически спотыкался.
А вообще музыку мало кто слушал. На поле шла какая-то собственная непонятная жизнь. По стадиону грустно бродил странный дядя с мигающей телебашней из шариков, вытянувшейся вверх метров на двадцать. Время от времени в толпе перед сценой начинались драки местного масштаба — кто-то не мог поделить места. Завершился первый день тем, что в выступающую группу «Даха-Браха» из первых рядов полетела бутылка. К чести музыкантов, выступление они не прервали — слава богу, бутылкометатель оказался не слишком меток. А группа, между прочим, замечательная. По-моему, даже лучшая из всех, что там были.
Странно, но после ночных приключений многие находили в себе мужество побывать на утренних зарядках по ушу, йоге и цигуну. Хотя возможно, таким экзотическим способом они пережидали огромную очередь в душевую. Но наиболее шокировал «ранних пташек» прекрасный утренний пейзаж: бутылки, бумажки, пакеты и прочий мусор, оставшийся на поле от ночных гуляний. Так происходило даже не по вине отдыхающих, просто все огромные урны были заполнены доверху.
На следующий день, в субботу, народа изрядно прибыло — официально начались выходные.
Помимо вышеописанного, на стадионе началась еще и страшная толчея. Даже днем там было не протолкнуться. Поэтому многие шли в Шушенский музей-заповедник, знакомиться с культурным наследием. Возвращались, несмотря на начавшуюся жару, просветленные и приближенные к истокам.
Вечером второго дня состоялось действо, которого все очень ждали. На шаманское камлание народ стал приходить задолго до его начала. Поэтому опоздавшим приходилось сидеть на плечах друг у друга или очень много подпрыгивать. Особо храбрые полезли на стоящее рядом дерево. Конечно же, с пивом... Конечно же, упали...
Ритуальные шаманские танцы и битье в бубен не у всех вызывали уважение. Подвыпившие дамы лет сорока кричали, что в обычной жизни шаманка торгует семечками, и требовали, чтобы она повернулась к ним лицом — чтобы они могли ее сфотографировать. Дальнейшая судьба женщин неизвестна, однако шаманке все же не удалось впасть в транс, что позволяет надеяться на благополучный исход дела.
Выступление «Маши и медведей» (не менее долгожданное, чем камлание) задержалось на 3 часа — Маша оказалась не такой пунктуальной, как ее медведи, и сильно опоздала. Тем не менее, программу они отработали так, что перекрыли впечатление от остальных групп — и участников конкурса, и хэдлайнеров. Хотя, по сути — при чем тут попсовые «Маша и медведи»? Фестиваль-то как-никак этнический!
Пелагея (у которой в ночь с воскресенья на понедельник приключился очередной день рождения), по мнению многих, выступила слабее, чем могла. Тем не менее зрители остались довольны — старинные русские песни в современной обработке удачно разбавили переизбыток «горлового пения» малых народов.
К концу недели, честно говоря, хотелось избавиться от этники и послушать что-нибудь совершенно противоположное — шансон, что ли?
Самым грустным событием недели оказалось полное отсутствие автобусных билетов до Красноярска. Как из Шушенского, так и из близлежащих городов.
Группы печальных людей на ночном абаканском автовокзале стали достойным завершающим аккордом фестиваля. Катастрофически не хватало мест в автобусах. Молодая измученная парочка требовала от контролера дополнительного рейса в Красноярск, та держалась стойко и почему-то взывала к их совести. Фраза, достойная стать девизом прошедших выходных: «Фестиваль закончился, а люди уехать не могут» - звучит почти как «цирк уехал, а клоуны остались».
Если же говорить в общем, то «Саянское кольцо»-2008 прошло, и это уже само по себе хорошо. Впервые фестиваль собрал такое количество людей, и впервые мало кому было дело до этники. Зато все хорошенько расслабились — лето как-никак.