МИФы и мантры Кремля
Вы думали, мировой финансовый кризис – это катастрофа? Думали, это смертельно страшно, как на «Оке» -- в бетонную стену? Для кого-то, может, и да. Только не для России. «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока.» А чего бояться, если у нашей экономики столько «подушек безопасности», что «Ламборджини-дьябло» стыдливо курит в сторонке?
Вы думали, мировой финансовый кризис – это катастрофа? Думали, это смертельно страшно, как на «Оке» -- в бетонную стену? Для кого-то, может, и да. Только не для России. «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока.» А чего бояться, если у нашей экономики столько «подушек безопасности», что «Ламборджини-дьябло» стыдливо курит в сторонке? Тут тебе и резервный фонд «весом» в 3,622 трлн руб., и фонд национального благосостояния – 810 млрд, и деньги федерального бюджета – 6,6 трлн. А ведь есть ещё тяжелая артиллерия золотовалютных резервов – 581,63 млрд долларов. Наконец, у руля российской экономики стоят умнейшие и дальновиднейшие люди эпохи: Кудрин, Набиуллина, Жуков и т.п., которые действуют в соответствии с мудрой генеральной линией Медведева-Путина.
Примерно таков был смысл успокоительных мантр, которые пели нам всю неделю федеральные СМИ: всё хорошо, россияне, всё под контролем, стабилизец крепнет, ураган пройдет стороной...
И ведь подействовали мантры! Он прошёл, если судить по заголовкам одной из самых прокремлёвских газет. Они были на минувшей неделе настолько радужны и оптимистичны, что хромым хотелось отбросить костыли и пуститься в пляс, глухонемым – записаться в хор им. Пятницкого, а нищим – бежать на биржу и на последние деньги играть на повышении акций российских компаний. «Почему в России не повторится дефолт 1998 года»; «Наша экономика достаточно сильна, чтобы без потерь пережить кризис»; «Рынки начали расти: финансовый кризис закончен?»; «Дефолта не будет»; «Владимир Путин: Все основные показатели российской экономики - в пределах нормы»; «Президент вмешался в кризис»; «Выделенные правительством почти 3 трлн. рублей на поддержку стабильности подействовали»... Жизнеутверждающим крещендо прозвучали слова министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной: «Мировой финансовый кризис способствует вложениям в Россию». Мол, для нашей страны «это не только вызов, но и новые возможности... В российской экономике сейчас недостаточно инвестиций, и этот кризис дает нам возможность сделать рывок в базе», — сказала министр. (А кто играет на первой базе?)
Действительно, чего в нас не вкладывать? Стабильная, мирная, динамично развивающаяся страна, пользующаяся огромным доверием и уважением в мире; вменяемое руководство, процветающая экономика, вон международный инвестиционный форум в Сочи проводим, когда вокруг снаряды рвутся... Сокращенно: МИФ.
«Мы видим четкую и эффективную работу власти, направленную на решение конкретных проблем конкретными мерами по конкретным целям, - лучится оптимизмом начальник аналитического отдела крупной московской инвестиционной компании. - Вероятно, что из кризиса мы выйдем чуток пораньше, чем наши западные коллеги, напрочь потерявшие в своих тепличных условиях способность к выживанию».
В точку! Нам можно даже свет и отопление отключить на пару недель в целях экономии бюджета – не помрём. В отличие от капиталистов. Хилые они.
«Курс рубля останется стабильным, а российский бюджет – профицитным», - успокаивает население вице-премьер Жуков. «Россия - седьмая по масштабам экономика мира по паритету покупательной способности. Наш рынок по многим позициям уже стал крупнейшим в Европе. В мире найдется немного стран, которые готовы предоставить бизнесу такой широкий спектр приложения сил - от инвестиций в сельское хозяйство и ЖКХ до олимпийского проекта и высоких технологий», - радуется премьер. «Дефолта не будет потому, что в отличие от 1998 года у нас есть Резервный фонд и продуманная экономическая политика», - вторит ему министр финансов Кудрин.
Правда, от готовности «предоставить бизнесу» до желания самого бизнеса (преимущественно западного) вкладывать свои кровные в наше убогое сельское хозяйство и прогнившее ЖКХ – дистанция огромного размера. Как говорится, съесть-то он съест, но кто ж ему даст...
Неудивительно, что на фоне всех этих пафосных реляций сумасшедшими темпами растут рейтинги Медведева и Путина. Как сообщают социологи (какие именно и на кого они работают, Интерфакс скромно умалчивает), подавляющее большинство граждан России в целом одобряет деятельность Дмитрия Медведева на посту президента. Его поддерживает 83 процента опрошенных, причем по сравнению с августом эта цифра выросла аж на 10 процентов. Кто бы сомневался? После наших побед на Кавказе и всего, что с этим связано, народ готов своего президента на руках носить. А самым влиятельным политиком страны по-прежнему остается премьер Владимир Путин: его деятельностью довольны 88 процентов опрошенных. (Чё-то мало. За «кровавые сопли», которых Россия, по его словам, не стала утирать, можно было бы еще процентов 10 накинуть.)
Политические «психоаналитики» тем временем предупреждали россиян, что самое страшное сейчас для отечественной финансовой системы – это паника. Не надо, мол, бежать в банки, чтобы снять свои вклады. Иначе тогда точно всё рухнет. Гм... а как же «подушки»?
Но некоторые несознательные всё же бежали и снимали с зарплатных карточек свои жалкие тысячи, все до копейки – видел лично. Их пока немного, но тренд наметился. Особо запаниковавшие обсуждали на семейном совете, как отпраздновать победу над позорно сдувшимся дефолтом: сколько мешков крупы и сахара, сколько ящиков мыла, сгущёнки и тушёнки нужно купить в ближайшие дни, и где их разместить в квартире, чтобы не запинаться о «стабфонд». Знаю как минимум три семьи таких «паникёров». Могу предоставить фамилии и адреса правоохранительным органам – ведь именно из-за этих хомяков и происходят банковские кризисы.
А если серьезно, то самые счастливые люди в эти непростые для мировой экономики дни – это те, у кого нет ни денег на счетах, ни ценных бумаг в ПИФах. Им, по большому счёту, нечего терять – тем, кто живёт от зарплаты до зарплаты. Поэтому и экономические сводки о том, как всё хорошо и стабильно, им по барабану. Тем более, что были на неделе новости и поважней – имеющие самое непосредственное отношение к простой человеческой жизни, в отличие от курса непонятных акций чужих компаний на ММВБ. Например, расследование причин падения «Боинга» в Перми. Оно еще не закончено, но первые, пока предварительные выводы экспертов подтверждают пессимистические прогнозы, которые старые авиаспециалисты высказывали еще два-три года назад: скоро в России начнётся такой самолётопад, что все остальные проблемы покажутся мелкими недоразумениями. «Боинг», скорей всего, рухнул от старости, от изношенности, никакого взрыва на борту не было!
И ещё из этой же серии. Опять прогноз и опять мрачный. Смертность в результате ДТП на российских дорогах увеличится через 12 лет на 67%. На сей раз в роли Кассандры выступил глава Министерства внутренних дел страны Рашид Нургалиев. В его слова, в отличие от бодрых заверений Кудрина, почему-то веришь. Ведь по большому счету для того, чтобы на дорогах страны не гибли ежегодно 33 тысячи человек, ни черта не делается. Так, полумеры какие-то. Ну, лишение прав за какие-то правонарушения ввели, ну штрафы увеличились (не до космических, кстати, размеров), ну, водителей-пьяниц стали сажать на 15 суток. Всё это похоже на беспомощные метания из стороны в сторону. Чёткой программы наведения порядка на дорогах пока не видно – жёсткой, суровой, с карательным уклоном. Как и программы по приведению в порядок этих самых дорог. Общенациональной, лет на 10, в которой была бы чётко прописана ответственность за неисполнение и план поэтапного строительства по регионам. Нет, она, видимо, где-то есть. Но дорог пока не видно. Как восемь лет назад перегоняли иномарки с Дальнего Востока по разбитой грунтовке, обшив их листами фанеры, так и перегоняют. Видимо, у страны есть дела и поважней. Вроде милитаристских лобызаний со странами третьего мира.
В Красноярске всё-было по-прежнему. Как и неделю назад, хитом сезона остаётся транспортная «реформа». Благодатная тема для сюжетов новостей всех телекомпаний. Народ пытается пробить лбом бетонную стену чиновничьего непонимания, пишет в пустоту жалобы, коллективные письма, и уже задаётся вопросом: а не происки ли всё это врагов-вредителей?
Да нет, всё, думаю, гораздо проще. Все ждут Пимашкова. Ведь рано или поздно он появится в Красноярске. И как вдарит! Как припечатает авторов этого непродуманного нововведения! И всё вернётся «взад», и мы будем ему до слёз благодарны...
Одно только непонятно: пока мэр не приехал, где партия, за которую он так агитировал на последних выборах? Самая человеколюбивая, самая народная, самая компетентная. Которая держит руку на пульсе любых реформ, которая, как сообщалось в предвыборных листовках, берёт на себя ответственность за всё. Ау, партия, ты где? Почему в эти трудные для красноярцев дни твой голос не звучит, как колокол на башне вечевой? Может, ты ушла в подполье?
P.S. Когда эти заметки готовились к публикации, стало известно: введение новой маршрутной схемы будет приостановлено. И. о. главы Красноярска Константин Филиппов согласился, что при формировании новой маршрутной сети в городе допущен ряд серьезных ошибок. Поэтому в течение пяти дней будет проработан вопрос о восстановлении тех маршрутов, изменение или отмена которых вызвало наибольшее количество жалоб горожан. Неужели заметила кошка мышкины слёзки? Или все-таки Пимашков вот-вот вернётся, и чиновники, наломавшие в его отсутствие столько дров, решили подстраховаться?