Режим отжима
Новак – блестящий специалист и образцовый технократ. Технократы не обижаются. Они просчитывают. Новаку ведь и раньше предлагали местечко под раскидистым Кудриным, однако же он отказывался – не будучи даже премьером...
Может быть, не все в курсе, но покупку братьями Абрамовичами венгерской авиакомпании «Малев» лоббировал лично Владимир Владимирович Путин, тогда еще президент России.
А по плану, изложенному компанией «КрасЭйр» в 2005 году, в новом аэроальянсе «ЭйрЮнион» 55 процентов акций должно было принадлежать частным акционерам, и лишь 45 – государству. При этом в альянс должна была входить и авиакомпания «Малев». Но не вошла. Зато контрольный пакет альянса оказался у государства. Налицо результаты сделки. Учитывая, что все документы по созданию альянса подписывал опять же Путин В.В., резюмируем: сделка оказалась сомнительной. Ее плоды мы и пожинаем. Я сейчас не о сотнях пассажиров, временно поселившихся в аэропортах после удачно проведенного отпуска. Я о потере авиакомпании, в которую край вложил чертовски много – и в качестве субъекта (многомиллионными налоговыми льготами), и совокупно деньгами любителей полетать по воздуху за атомные деньги.
Как только стало известно об уходе Новака, появилась версия: это связано с тем, что Красноярский край поимели с «КрасЭйр», вот Новак и обиделся.
Новак – блестящий специалист и образцовый технократ. Технократы не обижаются. Они просчитывают. Новаку и раньше предлагали местечко под раскидистым Кудриным, однако же он отказывался – не будучи даже премьером. А тут, сделав два размашистых шага вверх по карьерной лестнице, ни с того ни с сего сел на ступеньку и пригорюнился: «В Маскву! В Маскву!» Неубедительно. Скорее уж, Александр Валентинович посчитал, с чем край останется и во что превратится через пару лет, и свои в этом случае имиджевые и кадровые перспективы. А край, судя по некоторым косвенным признакам, может повторить судьбу «КрасЭйр». Не потому, что он плохо управляется. Может быть, слишком хорошо как раз. Деньги какие-то снуют туда-сюда. Активность нездоровая. Претензии на лидерство в масштабах если не Сибири, то двух-трех соседних регионов. Надо посмотреть, что у них там по деньгам. Хлопонин, говорите, возражать будет? Это такой маленький, чернявый, к нам на политсовет ходит? Ноль один процента «Интерроса»? Гы!
Собственно, новейшая история альянса «Эйр Юнион» - яркая до боли иллюстрация на тему. Сперва сообщается, что вместо обанкротившихся Абрамовичей (это такие братья Фунты) компанией будут управлять и владеть правительство России, администрация Красноярского края и компания «Ростехнологии» - примерно в равных долях. А затем какой-то, простите, Виталий Ванцев, мелкий по московским меркам бизнесмен, походя подытоживает битву администрации края за долю в новом альянсе в интервью «Ведомостям»:
«— А кто будет акционерами укрупненной компании? — Правительство Москвы и госкорпорация «Ростехнологии». — Как же администрация Красноярского края, она вроде бы тоже претендовала? — Речь скорее идет о моральной поддержке с ее стороны. У края есть свой региональный перевозчик «Красавиа».
Красавцы…
Возможно, кто-то смотрел фильм «Реальные кабаны» про четверых друзей, мужиков за сорок, решивших оторваться по полной и поехавших к побережью на мотоциклах. Рокеры такие. В фильме есть эпизод: бензин кончается, и герои толкают мотоциклы перед собой под палящим солнцем, а вприпрыжку за последним разудалым рокером уже поспешает гриф… Но их «Реальные кабаны» - это комедия, там все кончается хорошо. Закон жанра.
Если интервью Ванцева соответствует действительности (а никто из администрации края пока что с опровержениями не выступал), это означает только одно: власть края дала слабину, это почуяли, и теперь вопрос времени, когда слетятся грифы. Очень возможно, что чаяния сбудутся – и построится мультимодальный узел, и даст электричество Богучанская ГЭС, и даже из Ванкора лет через пять начнет ключом бить нефть (раньше-то, честно говоря, вряд ли). Только все это будет принадлежать разным там... хм. С припиской в аэропорту Внуково. С уплатой налогов по месту головного офиса. И со слоганами типа «Россия – щедрая душа! Nestle». Ну, в нашем случае: «Люблю тебя, мой Красноярск! Елена Батурина».
В неожиданной отставке Новака есть еще один нюанс, чисто технический. Сейчас вот экспертное сообщество Красноярского края (есть и такое) изощряется в поиске все новых версий, кто бы мог стать преемником Александра Валентиновича. Называют даже Юрия Олейникова, которого недавно за зверства из гестапо выгнали, условно говоря, – то есть из ЦИКа «Единой России» попросили. За образцово поставленную работу с регионами. А до этого у него же квартиру обокрали. Якобы этот человек (якобы разведчик и чуть ли не генерал в отставке), живущий в последнее время в сплошном страдательном залоге, может возглавить правительство края. Может. И Акбулатов может. И сенатор Вячеслав Новиков. Он, кстати, предупреждал еще весной, что нельзя высшему должностному лицу региона не руководить исполнительной властью региона (то есть, в нашем случае, правительством края). С 1 января 2009 года эта норма будет жестко внедряться во всех регионах, где еще остались какие-то претензии на оригинальность управленческих схем. Это значит, что кто бы ни пришел на место Новака, одно из двух – или он уйдет уже в следующем году, уступив место нынешнему губернатору, или губернатор уступит место ему. Последнее, впрочем, маловероятно.