Взвешен и найден очень легким
Последний «Гордон Кихот» особенно порадовал. Там под стекло был положен писатель Виктор Ерофеев. Абстрагировавшись от предмета схватки, ясно видишь уровень мастерства бойцов. Как в айкидо мастер использует силу противника против него самого, так и смертоносный Гордон предоставил жертве разделать себя самой.
За фразу, которая вынесена в заголовок этого текста, меня в свое время очень ругал один редактор в газете, где я раньше работал. Мол, ты, скотина, лепишь эту фразу в каждый второй свой текст по поводу и без повода, задолбал! И, надо вам сказать, редактор был прав. Есть у нас, у пишущих людей, такая зараза – прилепится какое словечко, оборот, присловье, и его потом можно месяцами из себя по капле выдавливать, и то не всегда помогает, случаются рецидивы.
Но где теперь тот редактор, где теперь та газета?! Газета разорилась, редактор уехал в Москву. Сидит теперь в редакции одного столичного журнальчика и правит музыкальные рецензии, авторы которых пишут о «крадущихся гитарах». Ну, а мое пристрастие к фразе, вынесенной в заголовок этого текста – оно на месте. Иначе, сами понимаете, заголовок был бы другой.
Но сегодня у меня есть веский повод впендюрить любимое выражение на вполне законных правах. Дело в том, что я недавно посмотрел телепередачу, ведущий которой именно это и делает – взвешивает своих гостей и находит их очень легкими. После чего, к окончанию эфира, сыто сводит челюсти.
Передача называется «Гордон Кихот». Ведет ее понятно кто. Единственный, пожалуй, на нашем ТВ представитель редкого, но при том весьма востребованного амплуа ведущего – «злой и умный». Умных-то людей на самом деле на ТВ довольно много. И даже Константин Эрнст, что бы там кто ни говорил, далеко не дурак. Но умные люди бывают очень разными. Есть умные добряки, которые иной раз бывают настолько милы и бесконфликтны, что и ум их, кажется, куда-то исчезает, растворяется в этой вечно извиняющейся улыбке – Познер. Есть циничные и расчетливые демагоги-манипуляторы – таков Владимир Соловьев. А вот если надо такого, чтобы только посмотрел поверх очков – и все, расстрел отменяется, в одном том взгляде полная зоологическая квалификация, вот то самое, что в заголовке – тогда зовут Гордона. Потому что какие бы ни были на дворе времена стабильности, политкорректности и гламура, однако некоторое количество умных людей все еще время от времени смотрит телевизор. Люди эти во время просмотра телепрограмм нашего ТВ обычно бывают крайне раздражены. И им просто необходимо себя с кем-то на экране идентифицировать. Чтобы был кто-то, кто мог козла назвать козлом, дурака – дураком и далее по списку. Ну, а высший пилотаж, это, конечно, когда и не называешь вроде, но по контексту все понятно (опять см. заголовок). Таких людей мало. Я лично знаю двоих. Первый – Гордон, а второй – один красноярский журналист, чем-то, кстати, отдаленно на Гордона похожий. Этот вообще может собеседника размазать одной интонацией. Причем, делает это легко, походя, как дышит. С таким умением надо родиться. Я ему однажды так и написал: «Ваше кунг-фу круче всех!» Ну а чего, ведь правда же?!
Почему нас тянет к таким людям? Откуда это преклонение перед снобистской мизантропией? Зачем мы хотим пить этот яд? Пару ответов на эти вопросы я знаю, еще два-три можно было бы попытаться выдумать. Но это долго. Ограничимся констатацией факта.
На передачу «Гордон Кихот» приглашают разных одиозных людей. Вот Сергей Мавроди пишет прозу. Вот Михаил Задорнов вслед за Екатериной Второй, выводившей «Гватемалу» из «гати малой», открывает первородство русского языка. Все это, в общем, смешно уже само по себе. И Гордону, как истинному джедаю, остается лишь лениво поигрывать световым мечом – вдовы послушно секут себя сами. С драматургией, кстати, в программе «Гордон Кихот» полный порядок. Там каждый фрик выступает всегда не один, но во главе целой свиты, которая собственно и делает львиную часть шоу. Кто видел Джигурду в эфире с Задорновым, тому уже и «Дом-2» нипочем. При этом каждая жертва, выходя к барьеру в начале программы, непременно как заклинание произносит фразу: «Ну, это же не суд!» Капитан Джек Воробей, помнится, в таких случаях говорил: «Почаще повторяй себе это, детка!» Гордон же просто смотрит сквозь очки. С таким взглядом надо родиться. Это настоящее кунг-фу.
Последний «Гордон Кихот» особенно меня порадовал. Там под стекло был положен писатель Виктор Ерофеев. Интерес мой был вызван тем, что о писателе Викторе Ерофееве я, в общем, не знал ничего, ибо за всю жизнь не прочел ни одной его книги. И, значит, была возможность абстрагироваться от предмета спора и наблюдать человеческую комедию в чистом виде. Тем более, должен признаться, я как-то и не совсем понял, в чем именно обвинялся писатель Ерофеев. Моих скромных мыслительных способностей хватило лишь на то, чтобы решить, что Гордон этого самого Ерофеева просто не любит. Ну, так тем интересней. Истинная, нутряная ненависть – когда «ну не нравится он мне и все тут!» - это большое эротическое чувство. И, как и всякое большое чувство в наше время суетливых симпатий и антипатий, оно ценится особо.
Большое видится на расстоянии. Абстрагировавшись от предмета схватки, ясно видишь уровень мастерства бойцов. Как в айкидо мастер использует силу противника против него самого, так и смертоносный Гордон предоставил жертве разделать себя самой.
Писатель Ерофеев сиганул прямо в пасть. Сначала выставил себя хамом, начав обсуждать внешность и возраст дамы-оппонентки. Затем – пошляком, припечатав Гордона «мелким журналистом», который плетет против него всемирный заговор, тайно страдая истошной завистью. Тут, правда, великий джедай чуток дал слабину и выплюнул что-то вроде: «Я не журналист, я – Гордон». Ну, ничего, бывает, можно. Далее – понеслось. Когда дошли до обсуждения того, почему Ерофеев обещал повеситься, но так и не сделал этого, я практически уже рыдал от наслаждения.
Вечер получился упоительным. Прочти я хоть одну книгу писателя Виктора Ерофеева и имей, соответственно, какое-то о нем представление, уверен, не получил бы и десятой доли полученного удовольствия. Ну, где, скажите, где еще можно видеть, как образованные, солидные, статусные, известные всей стране люди с такой упоенной слепотой разделывают себя вивисекторским практически образом, кишками и гениталиями наружу?!
Отполз от телевизора, довольно урча. Заснул тихо и счастливо, как ребенок.
Примириться с этой шершавой и неласковой жизнью, понимаете ли, куда легче, когда знаешь, что где-то там, во тьме, смотрит на мир своими змеиными зрачками, ожидая новую жертву, Гордон.
И да пребудет с ним Сила.