Нефтянка: законодательный цугцванг
Нефтяники сделали краю предложение, от которого край не смог отказаться. Они предложили предоставить отрасли существенные налоговые послабления. В противном случае, по словам нефтяников, разработка того же Ванкорского месторождения становится просто нерентабельной.
Нефтяники сделали краю предложение, от которого край не смог отказаться. Они предложили предоставить отрасли существенные налоговые послабления. В противном случае, по словам нефтяников, разработка того же Ванкорского месторождения становится просто нерентабельной.
Администрация края и депутаты Заксобрания поставили себя в странную ситуацию. Сначала в плане социально-экономического развития региона заложили увеличение валового регионального продукта (ВРП) с 805 млрд. рублей в 2008 году до более чем 930 млрд. в 2009. Причем столь существенного прироста предполагалось достичь за счет запуска в промышленную эксплуатацию одного только Ванкорского месторождения.
Потом рассчитали доходы трехлетнего бюджета с учетом столь существенного роста ВРП. Затем поделили эти незаработанные деньги, назвали трехлетний бюджет «социальным» и приняли его сначала в первом, а затем и во втором чтении на сессиях ЗС. Дескать, мы понимаем, что кризис, но поскольку прогнозировать сейчас ничего нельзя, а за основу какие-то цифры брать надо, то давайте возьмем самые оптимистичные (см. «В стране невыученных уроков»). В том числе — посчитаем по максимуму еще не полученные нефтяные доходы.
И вот тут началось самое интересное. В краевую администрацию пришли нефтяники и сказали: «Для того, чтобы запустить Ванкор и начать добывать нефть в запланированном объеме, нам нужны налоговые льготы». Не дадите, дескать, — мы не уверены, что в условиях падения мировых цен на нефтепродукты разработка месторождения будет рентабельной.
Куда деваться в такой ситуации краевым властям? Бюджет-то принят! Если не предоставить льготы — нефтяники могут вообще заморозить разработку месторождения. Или будут работать несколько лет, показывая одни убытки, как это происходит сейчас.
В итоге губернатор края внес в Законодательное Собрание два законопроекта — «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков» и «О внесении изменений в статьи 2 и 5 закона края «О налоге на имущество организаций».
Согласно первому, налог на прибыль для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий предлагается снизить на 4% — с 17,5% до 13,5%. Однако для попадания в категорию льготников добывающим предприятиям придется наращивать объемы до более чем 3 млн. тонн в первый год работы, 15 млн. тонн — за два года и 70 млн. — за пять лет. Перерабатывающим предприятиям придется довести объемы переработки до 7 млн. тонн. Срок действия всех льгот составит пять лет - с 2009 по 2013 годы.
Согласно второму законопроекту, налог на имущество организаций для предприятий, занимающихся добычей нефти и добывающих не менее 3 млн. тонн с нарастающим итогом до 70 млн. тонн за пять лет, будет снижен в два раза — с 2,2% до 1,1%. Для организаций, производящих нефтепродукты в объемах переработки не менее 7 млн. тонн, ставка составит также половину от обычного ее объема.
После бурного продолжительного обсуждения на сессии Заксобрания подавляющим большинством голосов депутаты в первом чтении приняли оба закона.
Как сообщает «Эксперт», по расчетам правительства Красноярского края, налоговая льгота позволит увеличить объемы добычи нефти и газа в регионе. «В первую очередь — за счет открывающейся у нефтяников возможности направить высвобождающиеся ресурсы на ввод новых скважин. Можно будет открыть еще 63 скважины, — говорит министр экономики и регионального развития Алексей Иванов. — Организации, занимающиеся производством, ожидают увеличения объема производимого продукта до 3,5 млн. тонн».
Правительство рассчитывает, что снижение налоговой ставки на нефтяников позволит увеличить поступления в консолидированный бюджет края на 12,3 млрд. рублей. Пока же выпадающие доходы от этой льготы достигают 11 млрд. рублей. То есть, надеясь получить 12 миллиардов от нефтяников в будущем, 11 им «простили» уже сегодня. Занимательная арифметика.
«Настоящий парадокс, — говорит вице-спикер краевого парламента Валерий Семенов, — мы даем льготы и, в то же время, получаем дополнительные доходы от налогов. Льгота по налогу на прибыль идет на увеличение добычи, соответственно, это позволяет нарастить доходы бюджета от прибыли».
Будучи по натуре оптимистом, РЕКЛАМА-МАМА лишь напоминает об одном предприятии, регулярно в прошлом получавшем существенные налоговые льготы. Предприятие это тоже всегда умело убедительно объяснить администрации края и депутатам необходимость послаблений. Называлось оно «КрасЭйр».
И хотя всякие прямые аналогии очевидно неуместны, хочется все же, чтобы краевая власть принимала решения ценой в несколько миллиардов рублей не от безвыходности ситуации, в которую сама себя и загнала. Хочется, чтобы решения эти были продуманными и взвешенными.
И еще хочется, чтобы, начиная разработку наших недр, «добытчики» действовали бы по нашим правилам, а не диктовали свои. Во всяком случае, в том, что касается наших региональных доходов. Вроде бы, вполне законное желание...