В зале кинотеатра. "Стиляги"
"Стиляги" Валерия Тодоровского - "фильм-обманка". По основным жанровым признакам эта лента - мюзикл. Но на самом деле история гораздо глубже. У Тодоровского получилась мощная молодежная драма, хоть и обернутая в шик-музыкальную форму.
Снять хороший мюзикл - как оказывается, весьма сложная задача для современных режиссеров. Даже для голливудских. "Мамма миа!", "Лак для волос", "Призрак оперы" и, простите Высшие силы, "Классный мюзикл: выпускной" - наиболее заметные картины последнего времени от Фабрики Грез. Но всем этим фильмам (а некоторым - особенно) далеко до мюзикл-классики - такой как "Вестсайдская история" или "Поющие под дождем". И не потому что рецепт изготовления универсального мюзикла навсегда утерян, нет. Просто картины этого жанра могут потянуть только по-настоящему талантливые кинопостановщики - а не разного рода ремесленники, вроде Джоэла Шумахера, или бродвейские хореографы. Сплести диалоги, песни, музыку, танцы в одну красивую корзинку, да еще и с горочкой заполнить ее купленными кинобилетами - задача достойная Мастера. Каким оказался Валерий Тодоровский, выпускающий на большой экран "Стиляг" - яркую, красивую, музыкальную историю, с "двойным", остросоциальным дном.
Тодоровский хорошо известен зрителю, как автор бытовых, психологических драм - таких, как "Любовник" или "Мой сводный брат Франкенштейн". Поэтому, когда он вдруг решил взяться за "Стиляг", перспективы фильма представлялись весьма сомнительными - ведь мюзикл только лишь на отточенных диалогах не построишь. Да и не всегда они там нужны. Видимо, Тодоровский и сам прекрасно это понимал - поэтому пошел своим путем. С первой же сцены - облавы в парке, устроенной "жлобами"-комсомольцами на "стиляг" - фильм погружает зрителя в московские 50-е. А затем следует абсолютно логичный и прекрасный сольный номер Сергея Гармаша. Артист, играющий отца главного героя, в майке-"алкоголичке", с баяном и в коммуналке исполняет "Человека и кошку" группы "Ноль" - и в это время, видеорядом, перед зрителем проносится вся его типичная советская жизнь: армия Великой отечественной-окопы-возвращение домой-теснота-надоевшие соседи-два сына, которых нужно на ноги поставить. Музыкальные номера здесь - не песни ради песен, а часть истории - как персонажей, так и всей страны.
Кстати, все композиции, исполняемые с экрана - слошь рок-классика 80-90-х - хотя действие "Стиляг" и разворачивается на 30 лет раньше. Это - разумный творческий прием, который подводит зрителя к лейтмотиву картины: "Ничего не меняется - и особенно тяга к свободе". Покупка первого "стиляжьего" костюма, первый танец, первый поцелуй, первый секс, превращение романтических отношений в семейные - главный герой, простой советский парень, который захотел "быть не как все", под музыку "Зоопарка" и "Наутилуса" из сопляка становится мужчиной. И вот здесь скрывается главная неожиданность "Стиляг". Во второй половине, лента из развеселого мюзикла выворачивает в сторону пронзительной, бытовой драмы - которые так любит Тодоровский. Да, в концовке режиссеру немножко не хватило меры, и пред-финальные сцены выглядят затянуто. Но на финишной прямой фильм из уставшего стайера вновь превращается в стремительного спринтера - и прыгает из прошлого в будущего. Молодые пели, поют и будут петь. Наряжались, наряжаются и будут наряжаться. Меняется мода, но свобода остается. А свобода, согласно основной мысли "Стиляг" - это любовь.
Тодоровский вместе со своими героями поет о простых понятных любому молодому человеку вещах. И в этом - основная прелесть "Стиляг". Без пафоса и назидания - песнь о российских поколениях. Такого в новейшем отечественном кино еще не было. Чтобы и веселились - и о жизни рассуждали. Поэтому "Стиляги" - для нашего сегодняшнего кино - уникальная лента. И первый, по-настоящему, классный мюзикл - хоть и без выпускного.