В зале кинотеатра. "Обитаемый остров. Фильм первый"
Назвать «Обитаемый остров» откровенно плохим фильмом — язык не поворачивается. В визуальном плане, он изобретательно придуман и неплохо выполнен — спасибо художникам-постановщикам. Но в остальном, новое творение Федора Бондарчука - совершенно не кино. Это 2-х часовой фантастический клип, где метросексуальность и псевдогламур зачем-то перемешаны с эстетикой и мотивами «Груза 200».
Назвать «Обитаемый остров» откровенно плохим фильмом — язык не поворачивается. В визуальном плане, он изобретательно придуман и неплохо выполнен — спасибо художникам-постановщикам. Но в остальном, новое творение Федора Бондарчука - совершенно не кино. Это 2-х часовой фантастический клип, где метросексуальность и псевдогламур зачем-то перемешаны с эстетикой и мотивами «Груза 200».
Если честно, я долго не мог понять, почему из всего творчества братьев Стругацких для экранизации был выбран именно «Обитаемый остров». Эта повесть из цикла про приключения космического путешественника Макса Каммерера — далеко не лучшая из стругацких книг. Крепкий космический боевик — не более, у Стругацких были книги и посильнее — в десятки раз. Но за счет ярко выраженной анти-тоталитарной (и значит анти-советской направленности) прозведение Стругацких получило определенную популярность в среде интеллектуалов-любителей потрепаться на кухне. Сейчас страна изменилась, на дворе — совсем другие проблемы и «Обитаемый остров» уже не воспринимается так, как его задумывали писатели — тем более, в молодежной среде, которая живет новыми мыслями и идеалами.
Возможно, блокбастер-экранизация Федора Бондарчука могла бы получиться более яркой и живой, если бы режиссер вместе со сценаристами сделали акцент не на традиционных анти-утопических темах, а сконцентрировались на интригах в правительственной верхушке и экшен-приключениях главного героя Максима в новом для себя мире. Получилось бы чисто жанровое кино — зрелищный фантастический боевик. Для современного российского кино это могло бы стать серьезным прорывом — потому что в нашей стране только-только восстанавливаются традиции жанрового кинематографа. Но Бондарчук пошел по другому пути - «Обитаемый остров» получился красивой невнятицей, пышущей излишней театральностью и гротескной смесью гламура и человеческих выделений.
Сразу подчеркну, «Обитаемый остров» - это не боевик. Как такового действия здесь — всего несколько сцен. Как полагается, оформлен «экшен» модной ныне «дрожащей камерой». И нужно отдать должное оператору Максу Осадчему — картинка достаточно разборчивая. Взрывы — эстетический «термоядер», драки — хоть и стилистически похожие на «Ультрафиолет» и «Эквилибриум» - но хорошо поставленные, а перестрелки — более-менее четкие. Но всего этого — катастрофически мало. Большую часть экранного времени занимают диалоги достаточно «дубового» качества — и на политические темы. Сверхчеловек-пришелец с Земли пытается вникнуть в общественное устройство планеты Саракш, где, оказывается, чиновники обманывают население — и в этом своем социально-политическом поиске хочет найти соратников в борьбе против диктаторов, называемых Неизвестными Отцами.
В общем, для тех, кто хорошо знаком с творчеством Джорджа Оруэлла или фантастов Дика с Гибсоном, «Обитаемый остров» покажется жутко примитивным и скучным. Этот фильм — эдакая анти-утопия «лайт вершн». Философская подоплека обрезана, оставлены лишь самые вершки — чтобы каждый понял. Есть добро в лице белокурого Максима. Есть зло — в роли Неизвестных отцов. И зло должно быть побеждено — и хэппи-энд, но уже во второй части «Обитаемого острова» - неминуем. Такой фильм может спасти лишь хорошая режиссура — хотя бы в стиле Гора Вербински. Но... Постановка «Обитаемого острова» - его самое слабое звено.
На экране не фильм, а клип, где в ново-российском стиле совмещено несовместимое. Видимо, Бондарчук хотел отобразить в своей ленте блеск элиты и нищету низов планеты Саракш, но зачем-то решил эту творческую задачу самым простым способом — грубыми мазками нарисовал картины мира. Если в кадре Неизвестные отцы — то они холеные, в сверкающем антураже и плавают в роскоши. Если на экране уличный быт большого Саракш-мегаполиса — то грязь, люди-свиньи, все загажено и вызывает рвотные рефлексы. Такой «Груз 200» - только Советский Союз завуалирован. И эти панорамы, из-за отсутствия внятного сценария меняются со столь поразительной быстротой, что начинаешь путаться и тонуть в таком стилистическом безумстве. Бондарчуку не помешало бы взять пример с Ридли Скотта или Терри Гиллиама. Их «Бегущий по лезвию» и «Бразилия» хоть и сняты в 80-е, но до сих пор — шедевры жанра, где на экране — четкий и выверенный баланс красоты и зрительных ужасов. «Обитаемый остров» же — это «солянка» из кадров разной степени проработанности и спецэффектов, которые уже где-то были. Космический корабль Максима — из «Матрицы», а «видео» из глаз мутантов - «Хищник» - перечислять голливудские заимствования «Обитаемого острова» можно долго. И нужно ли?
Даже актеры, многие из которых настоящие мастера — здесь не играют, а кидаются штампами из арсенала великих. Поэтому практически все персонажи — словно в полу-распаде. Чего стоит сам Федор Бондарчук играющий государственного прокурора по имени Умник: речь и повадки — от метросексуала-жеманника. Или Алексей Серебряков, воплощающий образ придворного ученого по имени Странник — доктор Франкенштейн какой-то. На каждого персонажа можно повесить ярлык и от этого они становятся предсказуемыми и неинтересными. Как, собственно, и «Обитаемый остров. Фильм второй». Он выйдет в апреле — но ждать уже не хочется. Маловероятно, что вторая часть будет отличаться от первой. Карнавала не предвидится — как и прорыва. По крайней мере, в ближайшие годы российской кинофантастики.