В зале кинотеатра. "Мститель"
Западные критики разнесли «Мститель» Фрэнка Миллера в пух и клочья, наградив его титулом «самого плохого фильма года». Во многом они правы — фильм знаменитого автора графических новелл действительно малосмотрибелен и местами напоминает трэш от Роджера Кормана, причем не первой свежести.
Западные критики разнесли «Мститель» Фрэнка Миллера в пух и клочья, наградив его титулом «самого плохого фильма года». Во многом они правы — фильм знаменитого автора графических новелл действительно малосмотрибелен и местами напоминает трэш от Роджера Кормана, причем не первой свежести. Но с другой стороны, чего еще было ждать от Миллера, который всего лишь буквально перенес на экран кинокомикс с картонными героями и глупым сюжетом?
Фрэнк умеет создавать классные графические истории. Он — мастер комикс-жанра. Но кино — это совершенно другой вид искусства. Чтобы бэтмены и человеки-пауки не смотрелись на экране клоунами из заезжего балагана, режиссерам приходится значительно перерабатывать комикс-миры. Примеры невразумительных «Спауна», «Сорвиголовы», «Электры», «Карателя» доказали: если не подходить к процессу творчески, не наделять героев и злодеев чертами психологизма, не пытаться оживить мир комикса, делая его актуальным для зрителя — провал обеспечен. Кристофер Нолан и Джон Фавро этот урок усвоили — поэтому «Темный рыцарь» и «Железный человек» регулярно входят в американские топ-десятки лучших фильмов-2008. Почему по этому же пути не пошел талантливый Фрэнк Миллер — загадка. «Мститель» - его полноценный дебют в качестве кинорежиссера. Да, до этого в активе Миллера был стильный «Город грехов». Но его Фрэнк снял совместно с Робертом Родригесом и при некотором участии Квентина Тарантино. Не могу с уверенностью говорить, что успех «Города грехов», по большей части, заслуга матерых Роба и Квентина, но после выхода «Мстителя» режиссерская квалификация Миллера вызывает серьезные сомнения.
«Мститель», конечно, красив. Лучшие технологические «фишки» из того же «Города грехов» и блокбастера «300 спартанцев» - в действии. Главный герой Мститель (Гэбриел Махт)— защитник Добра, вернувшийся с того света, сражается с ученым маньяком-мафиози по кличке Спрут (Сэмюэл Л. Джексон) — таким же сильным и неубиваемым, эдаким темным альтер-эго Мстителя. В перерывах между экшеном Мститель пытается разобраться в своих отношениях с женщинами (целая россыпь красивейших актрис во главе с Евой Мендез и Скарлетт Йоханссон), со своим темным прошлым и с самой Смертью, чей образ неотступно следует за защитником слабых и угнетенных. Да, и все это Миллер постарался выполнить в жанре «нуар» - как и в оригинальном комиксе Уилла Айзнера. Прокуренный закадровый голос главного героя, мрачный город с жестокими улицами, по большей части «плохие» герои, попытка наделить происходящие события безысходностью и пессимизмом — все при «Мстителе». С одной лишь поправкой — фильм из-за превалирующей комиксовости получился настолько несерьезным, что смахивает на карикатуру. Сэм Джексон постоянно расплывается в сверхжестокой ухмылке, Скарлетт Йоханнсон изображает прожженую стерву, Ева Мендез — грабительницу-сорвиголову... Лица у всех — серьезные, лучше не сыграешь. И вот с такими умными физиономиями персонажи картины общаются друг с другом фразами из комиксовых «пузырей» а-ля: «Она — любовь моей жизни! И я — ее Мститель». В привязке к нуар-стилистике это — откровенно смешно. «Мститель» не держит зрителя в напряжении. Он вызывает здоровый смех.
Эту ленту не в коем случае нельзя сравнить с «Городом грехом». «Мститель» - это криминальная драма, которая об этом совсем позабыла, и обернулась очень смешной, кичевой комедией про «светлых» и «темных». Если относиться к картине, как к «нуарной» пародии, то она не кажется совсем уж плохой. Галерея жанровых архетипов, завернутая в комиксовую обертку и, временами напоминающая дурацкие хохот-фильмы Голливуда времен холодной войны - идиотские, и этим, прекрасные... Правда, возникает вопрос: кому после выхода «Темного рыцаря» нужно такое кино? Возможно, Фрэнк Миллер и сам не знает ответа. Он просто иронизирует, а иногда срывается в откровенный бурлеск. Для современного Голливуда — это восхитительно. Миллер — не тот человек, кто встраивается в систему. Поэтому к «Мстителю» нужно относиться просто: необычно рассмешил — и на этом спасибо. Хотя лучше бы Фрэнку вернуться к рисованию — а второй и третий «Город грехов» пусть Родригес снимает.