В зале кинотеатра. "Всегда говори "Да"
«Всегда говори «Да» - это не лучший фильм Джима Керри и не самая смешная в мире комедия. Нет, актер по-прежнему в хорошей форме и демонстрирует полный комплект фирменных ужимок и прыжков. Но времена изменились: на голливудском комедийном троне восседает Джадд Апатов со своими гэг-фильмами для «кидалтов». И на этом фоне Керри начинает выглядеть совсем уж архаично.
«Всегда говори «Да» - это не лучший фильм Джима Керри и не самая смешная в мире комедия. Нет, актер по-прежнему в хорошей форме и демонстрирует полный комплект фирменных ужимок и прыжков. Но времена изменились: на голливудском комедийном троне восседает Джадд Апатов со своими гэг-фильмами для «кидалтов». И на этом фоне Керри начинает выглядеть совсем уж архаично.
«Суперперцы», «В пролете», «Ананасовый экспресс» и прочие творения апатовской команды изменили комедийный жанр. Дали ему новый толчок, если хотите. Комедийная классика 90-х была основана на фиглярстве и экспрессии, непревзойденным мастером которых как раз и является Джим Керри. Пожалуй, никто из нынешних голливудских звезд не может похвастаться столь же мощным дебютом, как Человек-Резиновое лицо. В 1994 году три его хита - «Маска», «Тупой и еще тупее» и «Эйс Вентура» - взорвали американскую кассу и фамилия Джима стала известной практически каждому зрителю. Шли годы, Керри пестовал один хит за другим, совершенно не меняя своего актерского почерка. А голливудский комедийный жанр медленно, но верно входил в эпоху застоя, постепенно скатываясь в откровенную пошлятину и глупость.
Все изменил выход фильма «40-летний девственник» Джадда Апатова Комедии из «низких» вдруг снова стали «высокими». Ленты «апатовской стаи» о «кидалтах» и для «кидалтов» - взрослых людей, которые отказываются взрослеть — полюбились и публике, и критикам. А стиль братьев Фаррелли и «Американского пирога» начал отмирать. Джиму Керри пока везет. Он все еще считается на Фабрике Грез звездой класса «А», хотя его последним суперхитом стал «Брюс всемогущий» 2003 года — излишне пафосный и назидательный. А остальные смех-работы Джима, «Лемони Сникет» и «Аферисты Дик и Джейн» еле-еле свели концы с концами в международном прокате.
Я вот к чему пускаюсь в историю: «Всегда говори «Да» - новая комедия Керри и режиссера Пейтона Рида о пессимисте, который вдруг решил отвечать на все предложения утвердительно — ровным счетом не отличается от предыдущих работ артиста. На первом плане — герой Джима, демонстрирующий весь арсенал своей мимики и жестов. Сценарий — классическая жанровая схема. Уставший от жизни человек устраивает себе психологическую встряску и пускается во все тяжкие. Сначала парню везет. Он, наконец, встречает любовь. А затем у него, из-за резкой смены жизненных ценностей, начинаются проблемы с окружающими, которые герой в конце-концов героически преодолевает.
Все. Финита ла комедия. И к финалу от Джима Керри слишком уж устаешь. Ощущение, как будто, смотришь полтора часа на разноцветные мигающие лампочки. Сначала — забавно. Но затем — надоедает. Керри во «Всегда говори «Да» слишком много. Он своей гуттаперчевой фигурой заслоняет все — и сюжет, и интересных второстепенных героев (так, Зои Дешанель, сыгравшая возлюбленную Джима, необыкновенно хороша). Фильм превращается в театр одного актера. Талантливого, но постаревшего. Словно позабывшего, что на дворе — 2009 год и, «как 15 лет назад — не получится». Киномэйнстрим — это, прежде всего, мода. И, выйди «Эйс Вентура» сейчас — вряд ли он был бы так смешон. Но Джим до сих пор в старой маске... Когда к финалу картина превращается в педагогический советник — попахивает совсем уж безнадегой.
А ведь картина могла быть совсем другой. Тем более, в ее основе — книга журналиста Денни Уоллеса, как-то раз решившего на все отвечать «да». Но экранное воплощение литературно-публицистического труда подкачало. Меньше тяжеловесной дидактики и эксцентрики в каждом кадре, больше ярких героев и «бытового юмора» - вот в каком направлении сейчас движется комедийный локомотив. И хочется надеяться, что Керри на него все-таки успеет. Чтобы столь успешному комику, в конечном итоге, никто не сказал «нет».