В зале кинотеатра. "Загадочная история Бенджамина Баттона"
Первая мысль: неужели это снял Дэвид Финчер? От автора «Семи», «Бойцовского клуба» и «Зодиака» ждешь чего угодно, но не голливудски-философского эпоса о ценности человеческой жизни. Спилберг, Земекис, Хауард — но только не Финчер. Хотя факт остается фактом: именно мастеру виртуозного триллера удалось поставить фильм о Большой любви в Большой жизни, который может стать в один ряд с самим «Титаником».
Первая мысль: неужели это снял Дэвид Финчер? От автора «Семи», «Бойцовского клуба» и «Зодиака» ждешь чего угодно, но не голливудски-философского эпоса о ценности человеческой жизни. Спилберг, Земекис, Хауард — но только не Финчер. Хотя факт остается фактом: именно мастеру виртуозного триллера удалось поставить фильм о Большой любви в Большой жизни, который может стать в один ряд с самим «Титаником».
1919 год. Новый Орлеан. День окончания Первой мировой войны. Американцы высыпали на улицы и криками-фейерверками празднуют во всю голову. А в это время, стараясь остаться незамеченным, к дому престарелых крадется пуговичный магнат Томас Баттон (Джейсон Флеминг). Только что при родах умерла его жена, оставив мужу ребенка-урода: слепого, дряхлого, морщинистого, с артритными костями... В общем младенца в возрасте 80 лет! С горя мужчина решает избавится от сына и оставляет его на крыльце приюта для стариков. Необычного мальчика пожалеют, возьмут на воспитание и, тем самым, дадут начало уникальной истории. Ведь с каждым годом престарелый подкидыш, которого назвали Бенджамином, будет молодеть — пока все остальные прибавляют в возрасте. Жизнь героя (Брэд Питт) окажется богата на события и путешествия (ноги даже до Мурманска доведут). А главным из них, несомненно, станет любовь Бенджамина к девушке по имени Дейзи (Кейт Бланшетт). Любовь, которая окажется выше Времени. И выше вечности...
«Бенджамин Баттон» для Дэвида Финчера — все равно, что «Крупная рыба» для Тима Бертона. Лента кардинально отличается от всего предыдущего творчества режиссера. Это фильм после которого Финчер уже никогда не сможет стать прежним — даже если сильно захочет. И дело не в 13 номинациях на «Оскар» и не в неожиданности попытки Финчера снять Великое Голливудское Кино. Попытаться могут все, но получается не у каждого. У Триллера-Дэвида, в целом, получилось. «Бенджамин Баттон» - это наступление режиссерской зрелости. Если раньше Финчер любил играть со зрителем в загадки и до последнего водить его за нос, то теперь режиссер, вроде как, сразу вскрывает все свои карты. Поначалу фильм напоминает «Форест Гамп» и «Титаник» разом. От шедевра Земекиса — необычный главный герой, который познает жизнь сквозь насмешки и непонимание, неспешный стиль повествования, закадровый голос протагониста, рассуждающий о смысле бытия. А от картины Кэмерона - любовная линия, на первый взгляд обреченная из-за слишком огромной разницы между героями, на сей раз возрастной. Первая треть фильма может даже показаться скучной: история кажется предсказуемой и банальной. Ожидание финального пафоса и «слезовыжималки» обостряется до максимума.
Но все это обман. Виртуозное заигрывание Финчера с новым для себя жанром. Примерно с середины «Бенджамин Баттон» выруливает на совершенно новую магистраль: очередная история о тяготах взросления оборачивается притчей о Человеческой жизни, не побоюсь этого слова, библейских масштабов. Несмотря на то, что «Баттон» - экранизация рассказа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, Финчер оставил от первоисточника лишь общесюжетные наметки. Он превратил локальную историю одного человека, пускай и нестандартного, в шикарный плакат-калейдоскоп, на котором разнообразные картинки из человеческой жизни играют и переливаются яркими красками. От частного к общему. От «младой старости» к «пожилому детству». Но хоть Бенджамин и проходит человеческий путь задом наперед, по сути, ничего для него не меняется. Баттон — классический путешественник. Ищущий homo sapiens. «Исследователь терзающийся», чья возрастная форма практически не конфликтует с человеческим содержанием. Но Бенджамин вовсе не Мессия. И не первооткрыватель. Он — маленький человек, оказавшийся в водовороте жизненных событий. Действие фильма начинается в 1919 году, а заканчивается во время знаменитого ново-орлеанского потопа. Целая эпоха в конечном итоге оказывается скрыта под водой — но память остается.
Финчеру удалось снять многогранное и почти великое кино о том, что все мы когда-то умираем. И, поэтому, ценить стоить каждое мгновение. Каждую встречу, взгляд, улыбку. Ценить родных и близких и наслаждаться тем, что ты живешь и существуешь. Казалось бы, приторные и набившие оскомину истины. Но Финчер смог рассказать о них без надрыва и чрезмерной эмоциональности изложения. «Бенджамин Баттон» - довольно сухой фильм. Ни одного лишнего кадра, все сжато и подается выверенными дозами — и это несмотря на продолжительность картины в 2 часа 45 минут. Финчер даже не думает что-то разжевывать зрителю. Да и зачем пояснять жизнь, как факт? Похоже, он поставил себе задачу снять фильм-зеркало. Чтобы каждый мог увидеть себя в отражении. Если это так, то у Дэвида все получилось. Другое дело, в каком направлении Финчер двинется дальше? Возможно, вернется к любимым психологическим играм-триллерам. Но будут ли они прежними — пожалуй, сейчас не знает даже сам режиссер.