Генеральная линия
В 90-е годы, реагируя на текущие запросы рынка и пользуясь отсутствием адекватной законодательной базы, новоиспеченные строительные фирмы вели хаотичную застройку, которая привела к тяжелым последствиям в виде отсутствия инфраструктуры и озеленения, переуплотнению, архитектурной безвкусице.
В последние годы строительная отрасль стала одной из ведущих в экономике как страны, так и Красноярского края. По статистике, каждый четвертый россиянин занят либо непосредственно в строительстве, либо в смежной отрасли. Начиная с 2004 года регион стабильно занимал лидерские позиции по объемам сданного жилья и количеству квадратных метров на душу населения. У нас стали активно возводиться социальные и инфраструктурные объекты. Параллельно росли и усложнялись требования Градостроительного кодекса. И сегодня уже невозможна хаотичная застройка на пустом месте, лишенная привязки к задачам социально-экономического роста территорий и к требованиям современного постиндустриального общества.
Для того чтобы отрасль развивалась динамично, необходимо привести в соответствие задачи государства, нормы законодательства, интересы жителей, инициативы местного самоуправления и возможности строительной отрасли. Сегодня эта задача приобретает актуальность, поскольку именно строительству, по словам губернатора Александра Хлопонина, суждено стать локомотивом, который сможет вывести как регион, так и страну из сложных экономических перипетий.
Общий вектор
Ежегодный съезд архитекторов стал диалоговой площадкой, где ежегодно собираются главы местного самоуправления, представители структур, отвечающих за ведение градостроительной деятельности, архитекторы территорий, чтобы подвести итоги проделанной работы и определить задачи на будущее, проанализировать текущую ситуацию и найти пути решения наиболее острых проблем. Здесь происходит обмен опытом, демонстрация новых идей и технологий, обсуждаются вызывающие полемику законодательные нормы, проводятся семинары и мастер-классы. – Съезд архитекторов нужен для выработки общего вектора развития, – рассказывает Константин Шумов, главный архитектор Красноярского края. – Очень важно, что здесь мы анализируем исполнение органами местного самоуправления полномочий по осуществлению градостроительной деятельности. Ведь успех любой даже самой просчитанной инициативы во многом зависит от того, как будут работать на местах.
Контур будущего
Сегодня каждая территория должна развиваться согласно четкому генеральному плану. Более того, уже через год районы и города, которые до сих пор не имеют этого документа, практически не смогут заниматься строительством. Закон запретит им менять статус территории: из промышленной зоны или сельскохозяйственной в жилую. Отсутствие генплана не позволит выдавать разрешение на строительство там, где статус земли не определен. Подобная ситуация означает коллапс в масштабах целого района или города. Многие генеральные планы, по которым до сих живут некоторые территории, формировались еще в середине восьмидесятых годов. С тех пор изменилась экономическая и демографическая ситуации, изменились люди и их запросы к жилью, обустройству среды обитания, инфраструктурному планированию. В 90-е годы, реагируя на текущие запросы рынка и пользуясь отсутствием адекватной законодательной базы, новоиспеченные строительные фирмы вели хаотичную застройку, которая привела к тяжелым последствиям в виде отсутствия инфраструктуры и озеленения, переуплотнению, архитектурной безвкусице. Новые дома росли на старых коммуникациях, что вылилось в дефицит тепла и энергии в многоэтажных микрорайонах, увеличение количества жилищно-коммунальных аварий. Новые, созвучные времени генеральные планы – гарант системного развития, а значит, повышения качества жизни людей, которое напрямую зависит оттого, насколько вдумчиво мы спланируем контуры будущего. – Требования государства в необходимости жить и строить согласно четкому плану обоснованны и поддержаны финансовыми субсидиями, – рассказывает Константин Шумов. – Согласно Градостроительному кодексу, на плановое освоение городов и районов выделяются значительные средства. От местных властей требуется только следовать требованиям закона и понимать, что Градостроительный кодекс – это живой документ, претерпевающий постоянные изменения из-за необходимости доработки и совершенствования. Чем быстрее муниципальные образования реагируют на эти изменения, тем меньше у них нарушений и выше качество работы.
Есть ли у вас план?
Итак, до 1 января 2010 года остается чуть меньше года. А затем вступит в действие новая норма, согласно которой местным властям будет запрещено менять назначение земель или выдавать разрешение на строительство при отсутствии официально утвержденного генерального плана территории. Чтобы нивелировать связанные с законодательной нормой риски, краевые власти разработали целевую программу по субсидированию генеральных планов территорий. К сожалению, планы появились далеко не везде. Для многих эта задача оказалась слишком сложной. Из 149 проектов генеральных планов в 2008 году было завершено лишь 35. По данным агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, государственного заказчика целевой программы, и министерства финансов региона, освоение средств составило 94,1%. – На совещании будут обсуждаться ключевые проблемы, которые возникают у заказчиков – органов местного самоуправления при согласованиях проектной документации, – комментирует ситуацию Константин Шумов. – Действительно, работа над созданием документации территориального планирования – кропотливый труд, требующий профессионального подхода. Пока еще есть время, и работа над формированием генпланов территорий будет продолжена. Правительство края подготовило целевую программу на 2009-2011 годы, в рамках которой предусмотрены субсидии на сумму 590 млн. рублей. Одно условие – не менее 10% суммы на производимые работы должны выделить местные бюджеты. В ходе совещания мы подробно рассмотрим основы для проектирования документов территориального планирования: правовые вопросы, касающиеся порядка проведения конкурсов, заключение договоров-контрактов, обеспечение проектных организаций исходными данными и картографическим материалом. Надеюсь, что многие вопросы, возникающие у местных властей, будут сняты. Другого пути у нас нет. Градостроительный кодекс – это закон. Он может кому-то нравится, а кому-то нет, но выполнять его должны все.
Закон суров
В рамках программы съезда состоятся слушания, посвященные результатам проверок управления архитектуры края по соблюдению местными властями законов о градостроительной деятельности. По словам Константина Шумова, нарушений очень много. Некоторые можно исправить в короткие сроки, другие связаны с серьезными проблемами в работе муниципалитетов. – Разговор предстоит сложный, – делится Шумов. – Поскольку наша служба контролирует эту деятельность на местах, то мы коротко, но емко изложим результаты контрольной работы за 2008 год. Будет озвучен список проверенных муниципальных образований и основные правонарушения. Далее мы акцентируем внимание на том, как исправлялись те или иные ситуации, и проиллюстрируем последствия, которые грозят нарушителям.
Топография по шагам
Еще одна тема предстоящего диалога коснется одного из сложнейших вопросов в ходе разработки градостроительной документации. Это обеспеченность территорий муниципальных образований актуализированным картографическим материалом. Сегодня невозможно разрабатывать генпланы в отсутствие качественной топографической съемки с профессиональным масштабом. Для обсуждения механизма получения этой продукции мы пригласили наших коллег из федеральных структур, которые выступают ее держателями. Представителям муниципальных образований будет разъясняться, каким образом нужно выстроить логистику взаимодействия с федеральными структурами: начиная от оформления запроса на аэрофотосъемку и заканчивая обработкой данных и получением готовой карты.
Как научиться урбанистике
Градостроительная политика каждого муниципального образования – одно из звеньев большой системы на уровне края. Современный Градостроительный кодекс гласит, что все органы самоуправления начиная с 2006 года должны были организовать и вести на своем уровне инженерные системы градостроительной деятельности. По сути, это электронный дежурный план, куда вносится вся информация по землеотводам, строительству, выдаче разрешений, а также вводу объектов в эксплуатацию. Однако сегодня эта практика существует далеко не везде. Порой на местах отсутствует четкое представление, каким образом организовать работу по исполнению этой нормы, прописанной в законе. У многих возникает ряд вопросов по использованию программного комплекса. Именно поэтому вторая часть совещания будет представлять из себя учебный семинар. – Для проведения мастер-класса мы пригласили специалистов Российского научно-исследовательского и проектного института урбанистики Госстроя России (Санкт-Петербург), которые проведут обучающий курс и ответят на все возникающие вопросы, – пояснил главный архитектор края.
ЗАТО уютно и красиво
Несмотря на то, что в крае немало территорий, существующих без генпланов, а также нарушителей законодательства, есть и те, кто успешно выстраивает градостроительную политику территории, грамотно взаимодействуя с краевыми и федеральными властями.
– Сегодня для муниципального образования очень важно уметь интегрировать работу муниципалитета в различные федеральные и региональные программы по субсидированию инженерной и транспортной инфраструктуры, – рассказывает Шумов. – Показательным примером в данном случае является Зеленогорск, демонстрирующий умелое использование действенных механизмов развития градостроительства. Сегодня Зеленогорск – город, где сложилась наиболее благополучная ситуация с точки зрения и градостроительной документации, и земельно-имущественных отношений, и технических условий, и развития малоэтажного строительства.
– Разработку генерального плана мы начали одними из первых в крае, – рассказывает Леонид Хохлаков, главный архитектор ЗАТО Зеленогорск. – Работы начались еще в 1998 году, когда стало очевидным, что демографические и социально-экономические условия значительно изменились с советских времен. Соответственно изменились и потребности населения. Вначале были проведены необходимые исследования, в это же время корректировались схема планирования территории и генплан города – и еще множество документов, необходимых для утверждения проектов на уровне правительств края и страны.
По словам Леонида Хохлакова, проекты генерального плана ЗАТО, землеустройства и застройки были заказаны у ведущих специалистов проектных институтов края – «ВНИПИЭТ» (Железногорск) и Гражданпроект (Красноярск). Параллельно отправили необходимую документацию в Главгосэкспертизу. Потому зеленогорцам удалось в самые сжатые сроки получить положительное решение и начать прокладку сетей и коммуникаций под новое строительство, что, в свою очередь стало стимулом для развития индивидуальной застройки.
– В истекшем году было сдано 7 тыс. кв. м, или 52 коттеджа, в нынешнем уже сдано 1500 кв. м и по итогам 2009-го запланировано сдать 10 тыс. кв. м частного жилья, – приводит цифры Хохлаков. – Благодаря усилиям местных властей удалось получить федеральный транш на строительство сетей в размере 140 млн. рублей. Добавив необходимые средства из бюджета города мы в скором времени закончим прокладку коммуникаций и начнем строительство социального жилого многоквартирного дома. Кроме того, в Зеленогорске есть примеры застройки частным жильем по единому проекту. Горожанам был предложен вариант постройки индивидуального жилья из пенополистирола с единым планом и целостным внешним видом. В итоге был возведен комплекс из 15 коттеджей, который является гордостью жителей и украшением набережной реки Кан.
– Секрет успешной работы прост и сложен одновременно, – резюмирует архитектор ЗАТО. – Это, безусловно, следование букве существующего законодательства. Подготовка документации, конечно, работа рутинная, но без нее никому не удалось найти взаимопонимание не только с властями, но и с жителями, а значит, выполнить нашу главную задачу – построить красивый, уютный, комфортный для жизни людей город.
Статанализ
«Рейтинг» нарушений при экспертном анализе ПСД
40% – сметная продукция – неправильное оформление расценок и нормативов экономистами и бухгалтерами,
20% – неверные технические просчеты – следствие недостаточной квалификации инженерного состава,
20% – отсутствие правильно оформленного земельного участка, технических условий на подключение коммуникаций – исходные данные, которые заказчик не представил проектировщику вовремя или в полной мере.
Большие цифры
374 млн. рублей было выделено в рамках целевой программы «О территориальном планировании Красноярского края на 2006-2008 гг.» 590 млн. рублей планируется выделить на долгосрочную целевую программу «О территориальном планировании Красноярского края на 2009-2011 гг.»
Итого
Ожидаемые конечные результаты реализации новой программы
Обеспечение документами территориального планирования:
– особо охраняемой территории регионального значения природного парка «Ергаки» (2009)
– красноярской агломерации (2009)
– 31 муниципального района (24 из них в 2009 г.)
– 5 городских округов (2 из них в 2009 г.)
– 25 городских поселений (15 из них в 2009 г.)
– 185 сельских поселений (72 из них в 2009 г.) – разработка региональных нормативов градостроительного проектирования
Реализация программы позволит обеспечить на 100% документами ТП муниципальные районы, городские округа и городские поселения Красноярского края.