«ГАЗ» против кризиса
Группа «ГАЗ» борется со своими недостатками, пытаясь проявить эффективность в продажах и создании новых моделей. Крупная поддержка со стороны государства...
Группа «ГАЗ» борется со своими недостатками, пытаясь проявить эффективность в продажах и создании новых моделей. Крупная поддержка со стороны государства и низкие продажи показали несостоятельность предыдущего менеджмента компании.
У Группы «ГАЗ» три крупных события. Группа провела массовое сокращение персонала. В июле своей работы лишились только в Нижегородской области около 7 000 человек. Два других события столь же позитивные, на сколько первое катастрофично для персонала. «ГАЗ» планирует выпустить «ГАЗель-Плюс» уже в следующем году. А в начале августа на Горьковском автозаводе приступили к выпуску бюджетной версии «ГАЗели-Эконом» всего за 264 тыс. рублей, что на 100 тысяч рублей дешевле нынешней версии. Руководство автозавода уверено, что это будет «уникальный социальный проект, который максимально отвечает сегодняшним потребностям автоперевозчиков в надежном и неприхотливом коммерческом автомобиле».
Три последних события демонстрируют готовность «ГАЗа» к оптимизации производственного процесса и повышению эффективности сбыта своих моделей. Кризис надавил на слабое место группы компаний - несовпадение планов производства с реальными рыночными заказами - вызвав шок. Результаты за прошедшие полгода налицо: в первом квартале 2009 года объем розничных продаж коммерческих автомобилей снизился почти на 60% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, весной произошла остановка производства модели Siber, общий фонд заработной платы группы на 2009 год уменьшен на 60%, к началу марта численность персонала на 18 производственных площадках группы сократилась со 118 тыс. до 88 тыс. человек.
Докризисная неэффективная экономическая политика «ГАЗа» привела к тому, что кредитная задолженность группы ГАЗ весной 2009 года составляла 42 млрд рублей. Доходило на предприятии и до казусных ситуаций. Арбитражный суд принудил «ГАЗ» оплатить рекламную кампанию модели Siber московскому PR-агентству Prior. В 2008 году «Автозавод ГАЗ» заключил контракт о продвижении модели Siber. Однако после того, как реклама и статьи о новинке появились в печатных и интернет СМИ, на радио и телевидении, автозавод не смог оплатить услуги пиарщиков, которые оценивались в 94,2 миллиона рублей.
Российскому автогиганту требовались радикальные решения – идти на прорыв навстречу потребителю, при этом защитив тылы государственными деньгами. В рамках антикризисной программы удалось получить от государства 20 млрд рублей, но без хорошей программы, деньги не дадут эффекта. Похоже, в группе это поняли. Уже к августу «ГАЗу» удалось выйти на точку безубыточности за счет снижения затрат. Следующим шагом стало повышение качества продаж и обновление модельного ряда.
Антикризисная «ГАЗель»
Новая модель «ГАЗель-Эконом», представляет из себя бортовой автомобиль с максимально упрощенной конструкцией. Столь значительное снижение себестоимости автомобиля удалось обеспечить благодаря комплектации «ГАЗелей» двигателями производства Ульяновского моторного завода - стоимость силового агрегата была на 25% ниже двигателя ЗМЗ, которым раньше оснащались «ГАЗели». На данный момент стоимость двигателей «УМЗ» снижена еще на 32%. Мощность двигателя «УМЗ», которым комплектуется «ГАЗель-Эконом», - 99 л.с. (на обычной машине мотор выдает 106 л.с.). Если говорить об экстерьере, то новая «ГАЗель» получила с одной стороны более простые передние фары, а с другой они стали более современными, хотя класс «эконом» налицо. Заменена блок-фара на круглые фары 2106 в облицовке. То же самое можно сказать и о зеркале заднего вида. Заменена обивка дверей на плоские, без обтяжки материалом. Исключен выключатель замка правой двери. Заменена формованная обивка задней стенки кабины на плоские детали из ДВП. Сиденья водителя стали напоминать авто 70-х годов с минимум удобств. А в комплектации автомобиля нет тента, дуг для тента и даже запасного колеса. Не совсем понятно, зачем нужно было идти на такие жертвы, если основная экономия пришлась на движок. Окрашиваться «ГАЗель-Эконом» будет только одним цветом - песочным. Очевидно, что эта трудовая лошадка рассчитана на неприхотливое использование. Но отсутствие тента, снижает ее коммерческие таланты. Используемая в основном для перевозок груза, «ГАЗель» с тентом позволяла размещать в кузове большие объем вещей. Наверняка, новые владельцы будут самостоятельно устанавливать дуги и тенты. Ведь модель создана для поддержки отечественного предпринимателя. «Количество выпускаемых автомобилей «ГАЗель–Эконом» будет ограничено, поэтому приоритет по покупке автомобилей будет предоставлен покупателям - участникам специальных программ», - сообщается на сайте «ГАЗ». Вот небольшой перечень этих программ: «Начинающий предприниматель». В рамках данной программы автомобиль реализуется частным предпринимателям (только ПБОЮЛ), зарегистрированным в 2009 году. На втором месте идет «Владелец личного подсобного хозяйства, приобретающий автомобиль в кредит в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
И замыкает тройку льготных программ «Замена подержанного коммерческого автомобиля на новый». В рамках данной программы владельцы поддержанных коммерческих автомобилей (при условии владения данным а/м не менее года) ГАЗ до 2004 года выпуска и любого бренда конкурентов могут приобрести «ГАЗель-ЭКОНОМ» по программе «Трейд-ин», подтвердив факт наличия в 2009 году коммерческой машины и продав в 2009 году коммерческий автомобиль.
Зато модель «ГАЗель-Плюс» должна получить внушительный список технических обновлений, при сохранении прежнего экстерьера и интерьера.
В частности, руководство компании обещает значительно повысить качество и надежность таких узлов автомобиля, как задний мост, тормозная система, рулевое управление и коробка передач. Кроме того, межсервисный интервал будет увеличен, что позволит значительно снизить затраты на содержание автомобилей. В целом, руководство ГАЗа обещает, что по стоимости владения «ГАЗель-Плюс» станет самым выгодным автомобилем в своем сегменте. Машина появится в продаже уже в следующем году.
Кроме того, в недрах Горьковского завода полным ходом идет работа над абсолютно новой моделью, которая известна под кодовым именем «ГАЗель-3». Сроки выпуска автомобиля пока не сообщаются, однако компания планирует продержать эту модель на конвейере до 2020 года. Хочется верить, что ее не постигнет участь Volga Siber.
Как Opel не дал умереть Volga Siber
Немецкий концерн, можно сказать, спас новую модель Siber. Источники в руководстве «ГАЗ» сообщали, что группа подумывала отказаться от своей модели Siber в том случае, если удастся договориться о сборке в Нижнем Новгороде автомобилей марки Opel. А это косвенно подтверждает информацию, что проект Volga Siber признан не вполне удачным в самой компании «ГАЗ».
В ноябре, когда старая Волга была фактически снята с производства, продажи упали почти вдвое. Проект Siber, на который было потрачено почти $300 млн, стартовал крайне неудачно — первоначальный план выпустить 10 тысяч «новых Волг» до конца 2008 года был пересмотрен в сторону уменьшения еще в апреле. В итоге вмес¬то 4000 Сайберов, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано всего 428 машин. Длившаяся несколько месяцев история о возможной покупке «ГАЗом» и Сбербанком 27% акций концерна Opel, походила на сказку, которая должна закончиться хэппи-эндом. В этой сделке банк и российский автопроизводитель могли выступить в одном консорциуме с австрийско-канадской компанией Magna — одним из крупнейших в мире производителей автомобильных комплектующих. Сама формулировка — «русский Opel» — вызывала в душах россиян гордый трепет. Но немцев такая перспектива не обрадовала, и они дистанцировались от российских денег, хотя официально вопрос остался открытым. Сделка по продаже Opel канадско-российскому консорциуму упирается главным образом в вопрос использования технологий. По-видимому, он до сих пор не решен, поскольку General Motors так и не определился с покупателем. Учитывая заинтересованность правительства Германии в продаже Opel Magna–Сбербанку, можно ожидать, что решение проблемы переходит в политическую плоскость, и успех сделки будет определяться лоббистскими возможностями немецких властей. Возможно, и консорциум еще внесет изменения в свои предложения.
Сами того, не подозревая, немцы спасли «сибирскую Волгу» от смерти. Хотя на самом деле, это была лишь отсрочка. С 2010 года «Группа ГАЗ» намерена снять с конвейера представительский седан Volga Siber, созданный на платформе Chrysler. Нерентабельность этого проекта стала лишь подтверждением ошибочной политики компании в целом.
Стратегические задачи группы и исправление ошибок теперь лягут на плечи опытного управленца. В начале августа был утвержден на должность Президента «ГАЗ» экс-вице-президент GM Бо Андерсон. Он вошел в состав совета директоров компании. Также, в июле обсуждалась возможность его избрания на пост председателя совета директоров ОАО «ГАЗ», и акционеры поддержали эту идею. Возможно, новый топ-менеджер сможет решить и финансовые проблемы компании.
Серьезные финансовые проб¬лемы у «ГАЗа» начались в октяб¬ре, когда месячная выручка составила около $180 млн против $480 млн месяцем ранее.
Упал, примерно в то же время и спрос на бестселлеры «ГАЗа», коммерческие автомобили семейств «ГАЗель» и «Соболь». Например, начиная с ноября вместо 8700—9000 «ГАЗелей» ежемесячно продается около 4800 машин. Чтобы рассчитаться с долгами, «ГАЗу» необходимо как минимум $1,6 млрд, причем две трети этой суммы нужны на погашение краткосрочных кредитов.
Решение о выделении финансовой помощи в размере 20 млрд рублей было принято правительством, и «ГАЗ» получил деньги.
Группа ГАЗ, как планировала, вышла к середине года на безубыточное производство. В III квартале Горьковский автозавод, одна из основных площадок холдинга, выпустила 23 тыс. автомобилей – столько же, сколько произведено за первое полугодие. В пресс-службе ГАЗа подтвердили прогноз на ближайшие три месяца. В январе–мае ГАЗ выпустил 17,5 тыс. легких коммерческих автомобилей (LCV). В июне - 5 тыс. LCV – этот ежемесячный объем на «ГАЗе» называют точкой безубыточности для сегмента коммерческой автотехники в условиях кризиса. Заявленная загрузка мощностей позволит ввести на безубыточность автокомпонентное производство. «Это стало возможным в результате реализации таких комплексных мер, как внедрение гибкого планирования производства, которое в условиях резкого снижения платежеспособного потребительского спроса приведено в строгое соответствие с реальными рыночными заказами, мероприятиям по сокращению затрат, снижению запасов товарно-материальных ценностей и готовой продукции, оптимизации технологических процессов, снижению управленческих и коммерческих расходов, - сообщила нам заместитель Председателя Правления Группы ГАЗ Елена Матвеева.
От работы Дивизиона LCV зависит рентабельность производства Дивизиона «Автокомпоненты», которому для выхода на точку безубыточности необходимы заказы под объем в 6 тысяч единиц автотехники. Поэтому перед Дивизионом «Легкие коммерческие автомобили» стоит следующая цель в достижении соответствующих показателей.
«ГАЗ» планирует сократить издержки на 35%, сэкономив тем самым около 30 млрд рублей. «ГАЗ» рассчитывал также договориться с поставщиками о снижении цен на комплектующие на 20−25%. Но на такие условия пошли не все традиционные партнеры автозавода. Так, «ГАЗу» не удалось договориться с Sollers об удешевлении двигателей Заволжского моторного завода, которыми комплектуются легкие грузовики. Сейчас на автомобили LCV устанавливаются двигатели Ульяновского моторного завода (входит в группу ГАЗ), что позволяет снизить цены на «Газели» на 10%. Недавно ГАЗ заявил, что приступает к разработке шести новых модификаций собственных двигателей. Но, главное, ГАЗ в условиях кризиса меняет структуру доходной части бизнеса. Автопроизводитель наращивает объем дополнительных услуг – послепродажного сервиса, текущего и капитального ремонта – с тем, чтобы сравнять доходы от прямых продаж и сопровождения продукции.
По мнению ведущего эксперта «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, планы «ГАЗа» осуществимы при условии оживления спроса. «Пока ситуация на потребительском рынке не меняется к лучшему. Реально поддержать авторынок в масштабе страны способно государство через систему госзаказа на федеральном и региональном уровнях. Пока правительство и госструктуры только анонсировали свои планы. Если во втором полугодии госзаказ начнет реально работать, ГАЗ сможет увеличивать объем продаж», - считает Баранов. «Что касается дальнейших перспектив по объемам производства, то в компании делается все, чтобы сделать свою деятельность не только безубыточной, но и прибыльной, - Елена Матвеева, - А это зависит от активизации потребительского спроса на автомобильном рынке, который Группа «ГАЗ» стимулирует собственными кредитно-лизинговыми программами и другими, выгодными для покупателей, условиями приобретения автотехники «ГАЗ». Необходимо дальнейшее стимулирование платежеспособного спроса, активизация в основных отраслях потребления автомобильной техники, необходимо, чтобы в полной мере заработали программы госзакупок». Так, в июне ГАЗ собрал по госконтракту около 500 легковых автомобилей Volga Siber. До этого автозавод продал около тысячи машин Volga Siber.
Ранее Группа «ГАЗ», интересы которой лоббировало нижегородское правительство, рассчитывала на увеличение в 2009 году доли госзакупок, на которые в прошлом году приходилась треть продаж, прежде всего – военной техники. Однако ожидаемых 39,5 млрд рублей госзаказа нижегородский автопроизводитель не получит. Свою помощь чиновники решили продемонстрировать иным способом. На прошлой неделе замглавы «Ростехнологий» Игорь Завьялов заявил, что госкорпорация планирует создать четыре субхолдинга на базе своих автомобильных и компонентных активов. «Легковой» холдинг, по его словам, будет организован на базе активов АвтоВАЗ «грузовой» – КамАЗ. Холдинг, специализирующийся на производстве автокомпонентов, – на базе профильных активов «Ростехнологий», еще один, как сообщил Завьялов, будет специализироваться на производстве силовых агрегатов (его основу составят «Автодизель» и Тутаевский моторный завод). Рабочее название единого холдинга, объединяющего четыре отраслевых субхолдинга, – «Росавто». Но вот Группа «ГАЗ» не видит перспектив вхождения ОАО «Автодизель» (Ярославль, входит в ГАЗ) в новый автомобильный холдинг госкорпорации «Ростехнологии». «Вопрос о включении ярославского моторного завода «Автодизель» в новый автомобильный холдинг «Ростехнологий» между группой ГАЗ и «Ростехнологиями» не обсуждался», – говорится в сообщении ГАЗа.
Газовые агенты
Группа ГАЗ запустила новый инструмент продаж — привлечение агентов в дилерскую сеть. По такой схеме производитель намерен продвигать продажи коммерческих автомобилей. «ГАЗ» планирует привлечь 1500 агентов, которые в свободное от основной работы время будут искать клиентов, консультировать и направлять в дилерский центр. На работу по такой схеме уже приняты более 380 человек в разных регионах.
За каждый проданный автомобиль ГАЗ будет платить агенту 3 тыс. рублей — это 0,8% стоимости «Газели»-фургона. Официальный дилер получает с продажи 6–8%. Для наиболее активных агентов предусмотрены бонусы. Запуская агентскую схему, ГАЗ рассчитывает увеличить продажи на 150 автомобилей в месяц. Такой канал продвижения, признают на «ГАЗе», будет наиболее актуальным в небольших городах и селах, где невыгодно создавать дилерскую сеть.
Проект создания агентской сети — не первый инструмент программы активизации продаж, которая действует с января 2009 года. Весной ГАЗ заключил соглашения с ВТБ 24, Россельхозбанком и Русфинанс банком о компенсации процентных ставок по кредитам на технику. ГАЗ при покупке легких и средних грузовиков компенсирует часть процентной ставки: 5% — по кредитам ВТБ 24 и Россельхозбанка, 6,47% — по займам Русфинанс банка. Субсидированием автокредитов на покупку техники «ГАЗа» занимается правительство Нижегородской области, выделившее из бюджета этого года 250 млн рублей для компенсации двух третей стоимости кредитов на покупку грузовиков «Газель». Внедрение собственных финансовых инструментов с дотацией части процентной ставки производителем позволила ГАЗу к июню увеличить долю машин, продаваемых в кредит и лизинг, с 5 до 17%, отмечается в сообщении группы.
По словам аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, агентская схема позволит увеличить продажи примерно на 4–5% в месяц. «Понятно, что глобальную проблему это не решит, но автопроизводитель бьется за каждую копейку. Программа может заинтересовать тех, кто остался без работы. И агенты, и ГАЗ в данном случае ничем не рискуют, но могут добиться нужного каждой стороне результата», - полагает Таченников.
Примечательно, что существующие в России автозаводы способны ежегодно выпускать 2,4 - 2,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Однако сейчас российский автопром работает всего на 30% от своих возможностей, посчитали в Автостате. Эксперты прогнозируют, что в 2009 году будет собрано не более 700 тыс. автомобилей - это самый низкий результат за последние 40 лет.
Интеравто-2009
Альтернативную и неофициальную автовыставку в Москве «Интеравто» проигнорировали почти все мировые производители. Причина – через несколько недель откроется международный автосалон во Франкфурте. Автолюбители возмущались отсутствием машин на «Интеравто». На этом фоне секция «ГАЗ» выглядела выигрышно. У производителя было больше всего новых показов.
Новинок у ГАЗа несколько. Например, на некоторые модификации «ГАЗели» газобаллонное оборудование теперь будут ставить прямо не заводе. Ни для кого не секрет, что при сегодняшних ценах на бензин ездить на газе очень выгодно, особенно, если речь идет о коммерческом транспорте. Большинство владельцев «ГАЗелей» переводило автомобили на газ еще до того, как подголовники переместятся со своего законного места на дверные ручки. Теперь такое оборудование будет устанавливаться на заводе, что положительно скажется на конечной цене комплекта.
Также, группа «ГАЗ» показала новый автобус ЛиАЗ-5292. Интересна новинка тем, что в движение ее приводит гибридная установка. Состоит установка из электромотора мощностью 250 кВт и дизельного двигателя с турбонаддувом и интеркулером, который развивает 183 лошадиные силы. В результате выхлоп автобуса полностью соответствует экологическому стандарту «Евро-4». К тому же такой автобус тратит на 20% топлива меньше, чем его «обычные» собратья. По словам Бо Андерссона, модель встанет на конвейер уже в следующем году.
Впечатлил и электромобиль на базе «ГАЗели». Пожалуй, этот автомобиль имеет все шансы стать самым популярным экспонатом на выставке. В основу концепта лег американский двигатель Azure Dynamics мощностью 59 кВт и литийжелезофосфатные аккумуляторы емкостью 28,2 кВт/ч. Также модель оснащена системой рекуперации энергии, которая подзаряжает аккумуляторы при торможении. Из-за применения тяжелых батарей автомобиль основательно «поправился»: снаряженная масса такой «ГАЗели» составляет 2,3 тонны. В результате максимальная скорость концепта составляет 80 километров в час, а запас хода в экономичном режиме не превышает 110 километров. Показатели, конечно, не выдающиеся, однако для первого рабочего электромобиля это уже неплохо: по крайней мере, концепту хватило мощности для того, чтобы заехать на стенд с большим уклоном. К тому же автомобиль полностью готов к производству – представители ГАЗа с хитрой улыбкой говорят, что если Юрий Лужков захочет перевести транспорт города на экологически чистое электричество, конвейер завода справится с любым количеством заказов. К тому же использование электрической «ГАЗели» не сильно ударит по карману. По словам Бо Андерссона, один километр пути в городских условиях обойдется владельцу электромобиля всего в 45 копеек.