На Украине стартовала президентская кампания
Украина уже не первый месяц живет в условиях предвыборной борьбы. Но только с с сегодняшнего дня кампания переходит на официальные рельсы. Позади вольный полет фантазии кандидатов, впереди суровые жестко регламентированные будни. И готовность всех сторон будет проверена только "боем".
Украина уже не первый месяц живет в условиях предвыборной борьбы. Но только с с сегодняшнего дня кампания переходит на официальные рельсы. Позади вольный полет фантазии кандидатов, впереди суровые жестко регламентированные будни. И готовность всех сторон будет проверена только "боем".
Готовность номер Х
После нескольких месяцев "подпольной" предвыборной лихорадки наконец-то страна вплотную подошла к установленной обновленным законодательством 90-дневной точке отсчета официальной кампании. По мере приближения к заветному дню все "винтики" государственной машины бодро рапортуют о готовности номер один. Например, министр юстиции заранее напомнил партиям и блокам, которые планируют стать субъектами избирательного процесса (выдвинуть своих кандидатов), что уже 19 октября они смогут начать необходимую процедуру сверки документов. Приблизительно так же оптимистично настроены и члены Центральной избирательной комиссии, на плечи которых ляжет большая часть проблем ближайших месяцев. Во всяком случае, ЦИК уже довольно давно определилась и с необходимым количеством средств, и с календарным планом "мероприятий", и с первоочередными мерами. Но назвать ситуацию абсолютно безоблачной все же сложно.
В ближайшее время Центризбирком может столкнуться с множеством затруднений. Опыт предыдущих лет заставляет опасаться систематического отставания от графика основных мероприятий (с учетом сокращения срока кампании в 2009-2010 году стандартная организационная неразбериха может принять и большие масштабы) или, к примеру, "карательного" нефинансирования. Но одна из главных проблем на слуху уже давно, и еще есть время для того, чтобы, может, и не разрешить ее, но хотя бы минимизировать.
Самым слабым местом ЦИК до старта официальной гонки (впрочем, и после него, по всей видимости, тоже) является состояние Единого государственного реестра избирателей. Опасения по поводу готовности "списка всех" ко дню президентских выборов и политиками, и экспертами высказывались уже давно, но с сентября 2009 года озабоченность этим вопросом начала зашкаливать. Объективных причин этому более чем достаточно. По данным Комитета избирателей Украины состояние реестра весьма плачевное. "Первичное уточнение реестра избирателей обнаружило низкое качество реестра. По разным оценкам, степень неточности в реестре составляет от 10% до 30%", - рассказывал за месяц до "отмашки" глава КИУ Александр Черненко. С тех пор правоохранительные органы регулярно радуют общественность заявлениями об очередной выявленной порции "мертвых душ" или "зафиксированных" восемнадцатилетних, а руководство ЦИК не устает заверять, что постарается успеть с правками в срок. Тем не менее ситуация с уточнением остается плачевной: по данным еженедельника "Зеркало недели" в отдельных областях успехи в "переработке" реестра составляют порядка полутора процентов. При этом глава Центризбиркома не исключает вероятность того, что шумиха вокруг состояния перечня избирателей может иметь дополнительный "технологический" характер. "Я не очень верю, что у кого-то есть непреодолимое желание сорвать выборы. И сомневаюсь, что существует такая возможность. Общественность приучают к тому, что реестр несовершенен, чтобы в нужный момент избиратель поверил в возможные злоупотребления и с пониманием отнесся к попытке оспорить итоги выборов", - считает Владимир Шаповал. Косвенным подтверждением такой точки зрения при желании может послужить громкая публичная обеспокоенность многих политиков (особенно усердствует Партия регионов, например, посредством заявлений экс-главы ЦИК Сергея Кивалова) тем, что с нынешним реестром едва ли можно рассчитывать на успешную борьбу с фальсификациями.
Другим поводом вспомнить о грядущих нарушениях для политикума дежурно является неопределенная ситуация с новым законом о выборах. После того, как народные избранники преодолели президентское вето, а Владимир Литвин дал новой редакции "путевку в жизнь", президентская кампания живет по обновленным правилам, и сокращение ее сроков – тому пример. Но решение парламентариев подлежит если не обжалованию, то хотя бы обсуждению. Во всяком случае, свое веское слово по двум обращениям (главы государства и 48 нардепов) могут еще сказать конституционные судьи.
Ситуация, когда к началу президентской кампании еще нельзя наверняка определить, по каким правилам она будет проходить, в теории выглядит крайне сомнительно. На практике же широкий круг заинтересованных лиц (включая министра юстиции, главу КСУ и главу Центризбиркома) не устает заверять: даже, если Конституционный суд признает отдельные статьи камня преткновения не соответствующими Основному закону, выборы состоятся – просто "к работе" вернутся предыдущие нормы. "Черный список", по слухам, может оказаться достаточно обширным. Первая волна президентского гнева направлена на новеллу, предполагающую, что за рубежом смогут проголосовать только соотечественники, находящиеся на консульском учете, и на норму, которая передает право отмены регистрации кандидата ЦИК без участия судов. Другие, не вызывающие оптимизма, моменты связаны и с отменой практики использования открепительных талонов, и с большим размером "вступительного взноса" в "клуб" кандидатов, и с не прописанной до конца возможностью вносить изменения в списки избирателей в день выборов, и с идеей о двухдневном сроке рассмотрения жалоб судами… И, хотя авторы нового закона уверяют, что все их новации направлены на противодействие фальсификациям, с таким мнением согласны далеко не все. Безусловно, окончательную точку в споре поставит Конституционный суд, но наверняка сказать, когда это будет, и насколько могут отличаться окончательная редакция правил игры" от предполагаемой, пока сложно. Но то, что установлению "здоровой психологической атмосферы" старта кампании подобная ситуация не способствует – очевидно.
Тренировочные игры
Пока над Центральной избирательной комиссией, чрезмерно любознательными политиками и конституционными судьями сгущаются тучи ответственности за хаос в начале "официальной стадии", потенциальные кандидаты пытаются использовать ситуацию неопределенности максимально эффективно. Результаты у всех разные, но игроки определенно стараются.
Как оказалось, сокращение сроков кампании стало подарком не только для государственного бюджета (изначально эта идея подавалась именно под таким "соусом"), но и для заранее определившихся участников гонки. Во всяком случае, умелая интерпретация понятия "социальная реклама" позволила многим политикам обеспечить себе масштабное присутствие в теле- и радиоэфирах и, в особенности, на улицах. Старательно огибая законодательные ограничения, отдельные "фальстартеры" уже успели ознакомить аудиторию со второй, а то и третьей волной агитационного креатива. Правда, раздолье, похоже, подходит к концу. Сначала президент попросил Генпрокуратуру озаботиться вопросом законности досрочных инициатив. А затем и в ЦИК 16 октября напомнили, что со стартом официальной кампании нынешний рекламный плюрализм на некоторое время уйдет в прошлое. "Девятнадцатого октября размещение предвыборной агитации на носителях наружной рекламы и в СМИ является уже незаконным. Все билборды и иные носители - рекламные ролики на телевидении, материалы в печатных средствах массовой информации - должны быть сняты", - сообщил член Центризбиркома Михаил Охендовский. Таким образом, до того, как кандидаты-рекламодатели не будут официально зарегистрированы, избиратели смогут отдохнуть от наплыва преимущественно визуальной информации "социально-политического" характера.
Помимо "рекламной отдушины", в том числе и с имиджевыми целями, некоторые политики благополучно используют и законодательные разночтения. Например, Анатолий Гриценко смог разрешить затруднения с регистрационным взносом, увеличенным до двух с половиной миллионов гривен, при помощи достаточно широко разрекламированной акции по привлечению народной поддержки. Принцип "с миру по нитке – кандидату на залог" себя оправдал в полной мере. И искомая сумма оказалась собрана еще до начала кампании, и поддержка народом "первого непроходного" была доказана "не словом, а делом". Схожий сценарий, по всей видимости, готов отыгрывать и главный "регионал". Правда, с тем отличием, что в поддержку Виктора Януковича, штаб которого вряд ли испытывает серьезные материальные затруднения, аккумулируются не деньги, а подписи. Новая версия закона о президентских выборах позволяет не собирать автографы потенциальных избирателей. Но перестраховаться никогда не лишне: и юридическая ситуация может поменяться (хотя едва ли КСУ "оптом" отправит законодательный акт на доработку), и широту народной поддержки продемонстрировать стоит. Приблизительно по тому же пути пошла и Юлия Тимошенко. Возможно, преждевременным сбором подписей соратники премьера еще не озаботились, но отказ от рекламы широты общественной поддержки, похоже, не актуален. В силу этого, потоки стандартных новостей оптимистично разбавляют "приветы" из советского прошлого: "Интеллигенция Киева призывает объединиться вокруг Тимошенко", "Харьковская интеллигенция поддержала Тимошенко", "Николаевская интеллигенция призвала поддержать Тимошенко" – все, как в лучшие времена…
Но главным, причем доступным для большинства более или менее значимых кандидатов, "тренажером" все еще остается гонка рейтингов. Проверенный метод, прямо не зависящий от неопределенности политической ситуации, и на нынешней стадии срабатывает "на ура". Даже, если вдруг избирателю неинтересно знать, на сколько процентов Янукович опережает Тимошенко, сколько "пунктов" потерял Яценюк и кто "выше" – Симоненко или Литвин – эта информация будет услужливо донесена до его сведения. Настолько услужливо, что некоторые эксперты считают публикацию таблиц популярности тоже своего рода технологией – подготовкой общественного мнения к заведомо фальсифицированному результату.
Пока сверки обещанного и полученного результатов нужно ждать еще три месяца, разные исследовательские компании радуют разными цифрами. Стоит отметить, что в общем их версии разнятся не слишком глобально. Вне зависимости от компании, проводящей опрос, разница в популярности между главным оппозиционером и премьер-министром оценивается в 10-11 процентов. По данным трех разных исследований общественного мнения, обнародованных с начала октября, результат Виктора Януковича колеблется между 26,8 и 30,2 процента, а Юлии Тимошенко – между 15,6 и 19 процентами (при сохранении упомянутой выше пропорции). "Просаживание" рейтинга главы правительства эксперты поясняют экономической ситуацией, а незыблемость позиции "теневого" премьера – постоянством его электората. А вот у третьего номера президентской гонки возникли существенные проблемы. Если раньше Арсений Яценюк практически "дышал в спину" Юлии Тимошенко, то в последнее время он потерял в среднем треть позиций, и сейчас его рейтинг составляет от 8,2 до 9,3 процента. Подобное снижение политологи и социологи склонны объяснять по одной и той же схеме: раннее начало кампании, невыразительность лозунгов плюс не слишком удачное перепозиционирование из интеллигента в "сильную руку" дезориентировали значительное число пока только "сочувствующих". А, в отличие от других кандидатов (включая, например, даже Петра Симоненко, стабильно "вращающегося" в районе 4 процентов популярности, или Виктора Ющенко с его 2-3 процентами поддержки), заметным запасом "ядерного электората" Арсений Петрович еще не обладает… Правда, и в таком снижении его окружение видит чужие тренировки в "грязных технологиях".
Политики уже давно готовы услышать выстрел стартового пистолета, который ознаменует начало избирательной кампании. Штабы развернуты, агитационные стратегии подготовлены, технологии отрабатываются, компромат льется рекой… К сожалению, система в целом такой же степенью "пионерской сознательности", не отличается, но и у нее есть еще время для исправления ситуации. Следует помнить, что свою лепту в "смазывание" предвыборного механизма может внести каждый избиратель. Достаточно просто проверить наличие своего имени в списках – и уже хаоса станет меньше.