Масло масляное. Чем вы кормите двигатель?
«Маслом кашу не испортить» — гласит народная мудрость. То же самое, казалось бы, можно сказать и про машины, заменив «кашу» на «двигатель», но...
«Маслом кашу не испортить» — гласит народная мудрость. То же самое, казалось бы, можно сказать и про машины, заменив «кашу» на «двигатель», но не все так просто. Неправильно подобранным маслом как раз можно легко подпортить «сердце» вашего «железного коня». А качественное, правильно подобранное моторное масло поможет обеспечить долгую и надежную работу двигателя вашего автомобиля. Поэтому мало лишь вовремя менять масло, важно менять его на правильное, а еще лучше — сразу только такое и заливать. Для тех, кто собирается менять масло в ближайшее (да и не в ближайшее) время, не лишним будет прочитать наши советы по правильному выбору моторного масла.
Реклама с телевизора и газет нахваливает определенные марки масел, показывая нам «глянцевые» картинки и рассказывая о чудесных показателях проведенных испытаний, знакомые высказывают свои «экспертные мнения», и от всей этой информации голова идет кругом. А ведь облегчить себе выбор можно — надо просто хорошенько во всем разобраться, и решить проблему выбора раз и навсегда.
Начать стоит с небольшого обзора видов моторных масел. По составу их подразделяют на три основных вида.
Минеральные масла
Минеральные масла (Mineral) — производятся из нефти-сырца путем разделения ее на фракции методом возгонки. Дополнительно масляные фракции очищаются от вредных соединений (сернистых и азотных), которые присутствуют в природной нефти и ухудшают их свойства. Говоря простым языком, производится оно путем перегонки и очистки нефти.
Минеральные масла содержат небольшое количество вредных примесей, от которых не удается избавиться полностью в процессе очистки.
Эти масла отличаются приемлемым качеством и небольшой стоимостью, но имеют сравнительно узкий температурный диапазон применения. При воздействии высоких температур достаточно быстро разрушаются, образуя не только нагары и шламы, но и изменяя характер действия пакетов присадок.
Минеральное масло — это самый дешевый вариант, хотя и требует частой замены. Из-за не слишком хороших своих качеств, данный вид моторного масла рекомендуется применять, если только не подразумевается работа двигателя в тяжелых условиях. На старых отечественных автомобилях применение «минералки» целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.
Синтетические масла
Синтетические масла производятся в основном из этилена, который вырабатывается из природного газа или нефти-сырца путем органического синтеза. Поскольку в процессе синтеза можно управлять протеканием химических реакцией, есть возможность создавать масла с заранее заданными характеристиками.
Синтетические масла имеют более широкий диапазон рабочих температур, отличаются хорошими моющими свойствами, высокой стойкостью к полимеризации, низкой летучестью (способностью к испарению), кроме того, обладают энергосберегающими свойствами.
При эксплуатации синтетическое масло гораздо дольше сохраняет первоначальную структуру и свойства, меньше сгорает в двигателе, образуя меньше отложений. Из-за сложности технологического процесса синтетические масла дороже минеральных, но обладают рядом значительных преимуществ перед ними:
большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива; низкая температура прокачивания, т.е. двигатель будет исправно и без перегрузок работать при низких температурах; высокая температура испарения, т.е. масло не будет чувствительно к нагреву и перегреву; химическая стабильность масла – его эксплуатационные характеристики не меняются, поскольку масло в процессе работы двигателя не окисляется и не парафинизируется; большой срок службы.Применение «синтетики» оправдывает себя там, где условия эксплуатации далеки от идеальных: низкие и высокие температуры, большие нагрузки на автомобиль.
Полусинтетические масла
Полусинтетические масла производятся на основе высококачественных минеральных масел с добавлением синтетических компонентов.
Полусинтетические масла являются компромиссом между «минералкой» и «синтетикой». Полусинтетическое масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное. Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках.
Всегда читайте этикетку
Когда человек не знает, какое масло выбрать, что он обычно делает? Самый распространенный вариант — спрашивает совета у «авторитетных» знакомых. Как правило, такие «знатоки», конечно же, насоветуют вам много «полезного», но навряд ли кто-то из них поинтересуется, какой у вас автомобиль и, что еще важнее, — какой у вас двигатель. А первым советчиком в вопросе выбора масла должна быть сервисная книжка вашего автомобиля. В ней написано, какое масло рекомендует заливать в двигатель производитель вашей машины. Если сервисной книжки нет, то можно поискать нужную информацию в Интернете. Но даже если и там не нашли — не беда, как выйти из такой ситуации мы расскажем чуть позже.
Главное, что вы должны почерпнуть из сервисной книжки, — это параметры (стандарты и допуски масел). Важно понимать, что допуски разрабатываются для двигателя, а не для марки и модели. Для разных двигателей у одного автопроизводителя, скорее всего, будут разные допуски масел. Как же выглядят эти самые «параметры»? В большинстве случаев это код, состоящий из набора букв и цифр. Кодировка масла обычно указывается по одной из классификаций, к которым логично будет перейти прямо сейчас.
Классификация моторных масел по вязкости SAE
Вязкость масла — это одна из основных его характеристик. От нее зависит, в первую очередь, легкость холодного пуска в морозы. Данная спецификация является международным стандартом и применяется повсеместно. Она определяет три рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.
Зимнее масло обозначается литерой «W» и числом перед ней (от англ. «winter» – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Всесезонное масло «отмечено» комбинацией обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.«Зимний» индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется использовать масло. Здесь нужно воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Например, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры -25 градусов. Это правило справедливо для минерального моторного масла и неактуально для синтетики, потому что синтетика, как правило, способна «выдержать» более высокие и низкие температуры.
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам
Вообще говоря, есть две системы – американская и европейская. Обе они определяют области использования моторных масел, но вторая более строгая. Принадлежность масла к определенному классу устанавливается с помощью испытаний в двигателях или стендах, моторных установках. Оцениваются моющие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и другие свойства сертифицируемых масел.
Классификация API
В этой американской классификации используется двухбуквенный код.
Первая буква — для какого типа двигателя предназначено масло. Для бензиновых двигателей предназначены масла категории «S», а для дизельных — категории «C».
Вторая буква — для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие на сегодня классы масел (SA, SB, SC, SD, SF — для бензиновых и CA, CB, CC, CD — для дизельных) встречаются крайне редко.
Нет ничего страшного в том, что вместо масла класса SD или SF вы зальете масло классом выше, например: SG. Классификация выпускаемых на сегодня моторных масел по API выглядит следующим образом:
Для бензиновых двигателей: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004). В скобках указано, для двигателей начиная с какого года выпуска рекомендуется данный класс масел. Для дизельных двигателей: CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994), CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4 (2002). Цифры 2 и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных двигателей соответственно.Если на этикетке нанесено сразу обе маркировки (SJ/CH-4), значит масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Кроме этого, в классификации API используется маркировка EC1, EC2 — так обозначаются масла, обладающие энергосберегающими свойствами, и чем больше цифра, тем выше процент экономии бензина.
Классификация ACEA (Европейская)
Масла маркируются буквой (A — для бензиновых двигателей, B и E — для дизельных) и цифрой (чем она больше, тем лучше характеристики масла). Через дефис указывается год утверждения или изменения спецификации:
Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002. Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: В1-96, В2-96, В3-96, В4-98, В5-2002. Масла для двигателей тяжелых грузовиков, автопоездов: Е1-96, Е-96, Е3-96, Е4-98, Е4-99, Е5-99.Начиная с 2004 года в ACEA появился новый класс масел — С, подходящий для использования и в бензиновых, и в дизельных двигателях.
А теперь возвращаемся к варианту, когда у вас нет сервисной книжки к вашему автомобилю, и вы не можете посмотреть, что рекомендует вам производитель. Воспользовавшись приведенной выше классификацией, вы можете легко выбрать подходящее для вас масло, учитывая еще некоторые нюансы. А именно:
тип двигателя, а также год его создания (не путайте с годом выпуска автомобиля); условия эксплуатации автомобиля, которые могут быть: средние (стандартные умеренные нагрузки «город-трасса» в умеренном климате); тяжелые (перевозки грузов, бездорожье, спортивные состязания, тропический или северный климат); степень износа двигателя (либо ориентируясь на пробег) может быть: незначительной — до 75 тыс. км; средней — 100-150 тыс. км; высокой — более 150-200 тыс. км. совместимость примененных в двигателе материалов с конкретными видами масел.Учитывать эти нюансы при выборе масла следует, в первую очередь, опираясь на рекомендации производителя. Если вы будете использовать более вязкое масло, чем рекомендовано, это чревато нежелательными последствиями: масло будет хуже прокачиваться масляным насосом по системе смазки к частям, испытывающим большое трение. Это так называемое «масляное голодание» мотора. Если же взять более текучее масло, чем рекомендует производитель, то следствием этого будет повышенный износ (хуже смазывающие свойства) и возможные утечки масла через зазоры конструкции. Автопроизводитель, как правило, указывает средние значения класса вязкости SAE и часто приводит поправку на условия эксплуатации, которые мы описали выше.
Где покупать масло
Масло, как и многие другие популярные продукты, часто подделывается. Активнее всего, конечно, подделывают самые популярные марки. Способ подстраховаться есть — покупать масло надо не на рынках и не в сомнительных магазинах, а у официальных представителей производителя. Узнать, кто является таковым можно, просмотрев рекламу в СМИ.
Теперь, выбирая моторное масло, первым делом смотрите, что вам советуют производитель автомобиля, вспомните наш резко континентальный климат с морозами до -30 зимой и до +30 летом, затем внимательно изучите этикетку на упаковке масла и уже потом можете вспомнить советы приятелей, ухмыльнуться про себя и купить то, что действительно подойдет для вашего двигателя.