Токио-2009. Национальный автосалон
24 октября в Токио открылся традиционный автосалон. За год слухов о том, что 41-ый токийский не состоится, было хоть отбавляй, да и поводов – не меньше: сначала все...
24 октября в Токио открылся традиционный автосалон. За год слухов о том, что 41-ый токийский не состоится, было хоть отбавляй, да и поводов – не меньше: сначала все американские автокомпании отказались от участия, сославшись на сложную экономическую ситуацию в мире и отсутствие зеленых американских денег, потом немцы решили проигнорировать японский автосалон в пользу своего немецкого, остальные автоевропейцы и даже азиаты последовали дурному примеру. В итоге токийский автосалон получился национальным — в том смысле, что три огромных зала Makuhari Messe в Токио занимали автомобили 10 производителей, из которых 9 – японские. Единственный «неяпонец» все равно был практически своим: английский Lotus привез новинку — Exige Scura, у которой и руль традиционно справа и двигатель к тому же от Toyota. Пробежимся по самым интересным моделям, представленным в Токио.
Toyota: электричество и спорт
Знакомил с новинками и вводил журналистов в новый курс компании президент «Тойоты», внук основателя корпорации 53-летний Акио Тоёда. Он заявил, что Toyota теперь работает во имя планеты Земля, и все свои силы направит на создание экологически чистых гибридных автомобилей и электрокаров. Что ж, мистер Тоёда этим заявлением никого не удивил, экологическо-электрический курс сейчас не избрал разве лишь совсем отсталый или ленивый автопроизводитель.
Программа-максимум – полностью заменить бензин и дизель на электричество, программа-минимум заменить частично по гибридной схеме, благо, опыт в этой области у «Тойоты» накоплен немалый. В Токио японцы представили новинку – Toyota Sai – более доступную копию модели премиум класса Lexus HS 250h. Внешние различия между моделями, конечно, есть: Sai не такой элегантный, интерьер победнее будет, зато в плане технической начинки все идентично: гибридная силовая установка, состоящая из двигателя 2.4 VVT-i, работающего по циклу Аткинсона, и электромотора. Суммарная мощность — 190 сил. Коробка передач одна — бесступенчатый вариатор.
Но гораздо более интересными выглядели другие экспонаты тойото-лексусовского стэнда. Главным хитом был новейший японский суперкар Lexus LFA. Достаточно сказать, что это первый в истории японского производителя настоящий суперкар, чтобы понять сколько шуму наделала новинка. Двухместное купе — квинтэссенция опыта японских инженеров, накопленного в Формуле-1. 65% силовой структуры кузова сделано из углеволокна. Такая конструкция легче и в четыре раза жёстче алюминиевой. Оставшаяся часть выполнена из «крылатого металла». Длина автомобиля составляет 4505 мм, а ширина и высота — 1895 и 1220 мм.
10-цилиндровый 5-литровый атмосферник мощностью 560 л.с. разгоняет Lexus LFA до 325 км/ч, разгон до 100 км/ч занимает 3,7 секунды. В паре с двигателем работает шестиступенчатый «робот». Ради лучшей развесовки (48 : 52) трансмиссию скомпоновали по схеме transaxle — отнесли роботизированную «секвенталку» к задней оси и объединили в один корпус с главной передачей, оснащённой блокировкой Torsen. А настройки передних двухрычажных подвесок и задней многорычажки оттачивались во время суточных марафонов «24 часа Нюрбургринга». Продавать японский суперкар разрешено только одному дилеру, который находится в Лондоне. Цена за суперавтомобиль 336 тысяч фунтов стерлингов ($550 800).
Мото-авто
Руководитель Nissan француз Гарлос Гон никаких новых курсов не озвучил – компания будет продолжать развивать электрическое и гибридное направления. Опыт с представленным ранее Nissan Leaf оказался вполне удачным, а, значит, его надо продолжать. В Токио ниссановцы привезли очень интересный концепт Nissan Land Glider.
Nissan Land Glider — это транспортное средство, объединившее в себе управляемость мотоцикла и удобство автомобиля. Концепт вмещает двоих, сиденья размещены одно за другим. Вместо привычного руля и приборной доски перед водителем будет нечто наподобие штурвала, за ним же — хайтековая ЖК-диорама, на которую выводятся все необходимые цифровые показатели и шкалы, а также картинка с видеокамер, заменяющих концепту боковые зеркала.
Экспериментальная модель способна менять положение своего центра тяжести во время движения. В умении пригибаться в поворотах к дороге кроется и корни названия концепта: Land Glider дословно переводится как «земной планер». Новый «Ниссан» способен отклоняться вбок в пределах 17 градусов, подобно тому как это делают мотоциклисты. Благодаря этому Land Glider способен проходить на скорости практически любые повороты. Добиться этого позволяет хитроумная система контроля движения, с помощью многочисленных датчиков анализирующая скорость автомобиля, угол поворота руля, угловую скорость вращения вокруг вертикальной оси и рассчитывающая, таким образом, оптимальный наклон кузова.
Естественно, эффективное транспортное средство будущего должно быть суперэкологичным. Четырёхколёсный «почти мотоцикл» абсолютно безвреден для окружающей среды. Land Glider приводится в движение двумя электромоторами, питающимися от литиево-ионных батарей (они размещены под днищем). А чтобы упростить их подпитку, концепт оборудовали инновационной бесконтактной системой зарядки, способной пополнять запасы энергии практически на любых электрозаправках, в том числе специальных беспроводных.
Автофутуризм
Грандиозный Франкфуртский автосалон компания Honda пропустила, зато обещала удивить всех в Токио. Обещание японцы сдержали. На родном автосалоне были выставлены две интереснейшие гибридные новинки: спортивное купе CR-Z и компактвэн Skydeck. Оба автомобиля выглядят по космически футуристично.
Спортивный CR-Z оснащен гибридной силовой установкой и мануальной коробкой передач. Машина поступает в продажу летом 2010 года и, скорее всего, сохранит все черты предсерийного прототипа, который многие представители прессы назвали «самой красивой премьерой Токио». Технические деталей новинки пока не обнародовали, а ведь эта информация, пожалуй, интересует всех больше всего. В «гибридный спорт» пока мало кто верит.
Вторая новинка — компактвэн Skydeck выглядит не менее интересно. Сдвижные задние двери и передние гильотины – сплошная оригинальность. Японцы как бы намекают нам, что автомобиль и практичный, и спортивный одновременно. Выглядит Skydeck на самом деле совсем не скучно, чего мы привыкли ждать от больших семейных автомобилей.
В салоне Skydeck такой же футуристичный как и снаружи: сенсорные панели управления, жидкокристаллическая приборка, видеокамеры вместо зеркал. Внутри минивэна общей длиной 4,6 м размещены шесть сидений в три ряда, а сзади остаётся довольно объёмный грузовой отсек — забивай поклажей хоть до потолка. Кстати, оригинальная система креплений к центральному тоннелю двух передних рядов сидений, «парящих в воздухе», допускает множество вариантов трансформации интерьера для перевозки людей и различных грузов.
Кроме того, что автомобиль – гибрид, других технических подробностей Honda, к сожалению, не сообщает. Оба концепта в ближайшие годы, наверняка, пойдут в серию. В этом почти никто не сомневается, хотя четкий ответ в японской компании дали только относительно CR-Z.
Subaru. Теперь и электрический.
Subaru всегда были оригиналами по сравнению со своими японскими коллегами. Но в вопросах электрической эволюции решили не отставать. Долгое время эти японцы тщетно пытались срастить свой «оппозитник» с гибридной установкой, и вот, наконец, их попытки, кажется, увенчались успехом – в Токио Subaru показала свой первый гибридный концепт Hybrid Tourer.
У концепта два электромотора. Один, мощностью 10 кВт, расположенный между мотором и трансмиссией, служит генератором, подзаряжая литиево-ионные батареи, и помогает ДВС. Другой, двадцатикиловаттный, находится на карданном валу перед задней осью. Он приводит в движение автомобиль на малых скоростях и также ассистирует при разгоне.
Гибрид снабдили фирменной симметричной полноприводной трансмиссией. Двухлитровый наддувный «оппозитник» с непосредственным впрыском работает в паре с вариатором Lineartronic.
Автомобиль оснащён активным круиз-контролем Eyesight. С помощью стереокамеры он следит за дорогой, разметкой, контролирует дистанцию и помогает избегать опасных ситуаций. К сожалению, это всё, что известно о новинке. Никаких данных по скорости, экономичности, динамике, запасу хода. Однако, как заявляют субаровцы, серийные гибриды они начнут выпускать не позднее 2012 года.
Пути развития современного автопрома очевидны: они направлены в сторону гибридизации и электрификации. Думается, что японцы, пионеры в вопросах серийных гибридных автомобилей, еще не раз смогут нас удивить новыми находками и супертехнологиями, которые сделают автомобильный мир будущего реальностью.