Европейские стандарты исправления
Ответственность гражданского общества за всех его членов – это не лозунг, а один из основных краеугольных камней, на которых держится институт демократии. Люди, находящиеся в местах заключения, преступники, которых это общество осудило и отвергло – это тоже часть гражданского общества, за которую все мы несем ответственность.
Ответственность гражданского общества за всех его членов – это не лозунг, а один из основных краеугольных камней, на которых держится институт демократии. Люди, находящиеся в местах заключения, преступники, которых это общество осудило и отвергло – это тоже часть гражданского общества, за которую все мы несем ответственность. По большей части это выражается в налоговых отчислениях, на которые государство содержит заключенных.
Однако существуют организации, которые помогают находящимся в местах лишения свободы людям, причем не только словом, но и делом. И сейчас, когда начинается новый этап реформирования системы исполнения наказаний, именно общественность – общественные и правозащитные организации, наблюдательные комиссии, созданные в 2008 году, – могут и должны помогать системе измениться. Об этом сказал Директор ФСИН России Александр Реймер на расширенном заседании Общественного совета при ФСИН России, которое состоялось 6 ноября в Москве.
Начало реформирования системы исполнения наказаний было положено Указом Президента России Б.Н. Ельцина 8 октября 1997 г. Именно в это время система перестала носить карательный характер, был взят курс на гуманизацию наказания. За прошедшие годы значительно изменилось уголовное законодательство, сократилось количество заключенных в России. Государство перестало зарабатывать деньги на подневольном труде заключенных, как это было в советское время. В настоящее время 2/3 из 750 тысяч осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Примерно 50% из них отбывают наказание повторно. Работать с таким контингентом сложно, так как карательные методы ушли в прошлое, а внедрение новых подходов к наказанию – современных и гуманистических – требует значительного изменения. Прежде всего, изменения сознания людей – как сотрудников системы исполнения наказаний, так и всего общества в целом.
В Красноярском крае сложилась уникальная для России ситуация – учреждения и органы уголовно-исполнительной системы открыты для широкого круга общественности и средств массовой информации уже много лет. Прозрачность системы – это лучшее доказательство соблюдения законности и прав заключенных в местах лишения свободы, считает начальник ГУФСИН по Красноярскому краю генерал-лейтенант Владимир Шаешников.
С ним согласен Александр Назаров, заместитель председателя Красноярского краевого общественного комитета по защите прав человека, заместитель председателя Общественного совета при ГУФСИН края, кандидат юридических наук, доцент кафедры Юридического института Сибирского Федерального университета:
– Наша организация – Общественный комитет по защите прав человека – сотрудничает с краевой службой исполнения наказания с 1999 года. В 2003 году по инициативе начальника ГУФСИН В.К. Шаешникова при этом ведомстве был создан первый в России Общественный совет. Сегодня такие советы есть при всех территориальных органах УИС, а также действует главный совет – при Федеральной службе исполнения наказаний. В 2003 году о таком мы могли только мечтать. Чем же занимается эта организация? Мы постоянно предлагаем новые формы взаимодействия с системой, запускаем новые проекты, которые затем распространяются как успешный опыт на всю Россию.
Приведу такой пример: с 2003 года в Канской воспитательной колонии реализуется социально-правовой проект «Шаг навстречу», в котором участвуют студенты и преподаватели юридического института СФУ. Мы выезжаем в Канск несколько раз в течение месяца, проводим занятия и тренинги с несовершеннолетними осужденными. Само по себе общение со свободными людьми всегда снимает напряженность в закрытом учреждении. Хочу подчеркнуть, что мы используем разные формы работы – участвуем в мероприятиях учреждения, проводим юридическое консультирование. Эта работа доказала свою эффективность – рецидивная преступность среди несовершеннолетних Красноярского края снижается, уменьшилось в два раза число воспитанников КВК. Сегодня там содержится всего порядка 140 осужденных подростков, а когда мы начинали работать, там содержалось свыше 300 несовершеннолетних.
Проект «Шаг навстречу» в 2007 году получил статус президентского, аналогичные проекты возникли во многих других регионах. Но это не единственный успешный опыт взаимодействия красноярской общественности с краевой системой исполнения наказаний. Не менее эффективен проект по общественному визитированию исправительных учреждений Красноярского края, который возник в 2006 году. Группа из общественных визитеров регулярно, не реже двух раз в месяц, посещала закрытые учреждения с целью мониторинга условий содержаний осужденных. Визитеры бывали даже в ШИЗО и ПКТ, хотя большинство правозащитников России могут об этом только мечтать.
Генерал Шаешников – уникальный руководитель службы исполнения наказаний. Его можно назвать главным правозащитником осужденных в нашем регионе – именно благодаря его поддержке мы решаем многие проблемные вопросы, которые иногда возникают в ходе общественных визитов, - рассказывает Александр Назаров.
– Наблюдательные комиссии, которые сегодня созданы во всех регионах России, работают по такому же принципу, как наш совет общественных визитеров. Кстати, большинство членов Наблюдательной комиссии Красноярского края входят в состав Общественного совета при ГУФСИН, и это тоже показательно – это люди, которые знают о системе не понаслышке, наблюдающие за ее работой не первый год. Они могут по-настоящему эффективно оценить проблемы и пути развития УИС, оказать практическую помощь ее сотрудникам в том процессе реформирования, который сегодня переживает уголовно-исполнительная система России.
Кстати, работа членов Наблюдательной комиссии, которая началась с начала этого года, не стала для сотрудников системы исполнения наказаний чем-то новым и непривычным. Члены Общественного совета посещали все без исключения исправительные учреждения на территории края в течение 6 лет с момента создания этого органа общественного контроля. Так что сотрудники привыкли, что в любой момент в колонию или тюрьму может приехать общественная делегация, которая, как правило, о своем посещении заранее не предупреждает никого, кроме начальника ГУФСИН. Назаров вспоминает о своих посещениях ОИК-30, расположенного в г. Норильске: – Честно говоря, всегда радуют люди, которые работают в этой системе. Очень мало случайных людей. Много молодых образованных сотрудников, готовых работать по-новому, по-европейски. Неслучайно на столах многих начальников колоний и следственных изоляторов лежат «Европейские пенитенциарные правила» – ориентир, которого должен придерживаться современный сотрудник. Даже в Норильске – за тысячи километров от краевого центра, за Полярным кругом, сотрудники владеют современными пенитенциарными нормами. Поразила в хорошем смысле воспитательная работа этого учреждения – работает собственная студия кабельного телевидения, которая ведет большую разъяснительную и просветительскую работу с осужденными.
Члены Общественного совета при ГУФСИН обращают свое внимание не только на осужденных и защиту их прав. Большое внимание уделяется сотрудникам: при посещении исправительных учреждений сотрудники Общественного комитета по защите прав человека и члены Общественного совета оказывают юридическую помощь не только осужденным, но и сотрудникам, дают бесплатные консультации, если это необходимо. Кстати, юридическое консультирование правозащитники проводят не только при личном посещении, но и дистанционно, посредством переписки и видеоконсультирования. Во всех исправительных учреждениях Красноярского края висят информационные стенды, на которых расположена контактная информация Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, органов прокуратуры, руководства ГУФСИН и Общественного комитета по защите прав человека. Все это делается для того, чтобы каждый осужденный мог написать о нарушении своих прав.
Как отмечает Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов, за последний год число жалоб и обращений на его адрес от осужденных края снизилось практически в два раза:
– Большая часть из поступивших на мое имя жалоб касается социальных и медицинских проблем, практически нет жалоб на условия содержания или нарушения прав осужденных. При этом удельный вес количества жалоб снизился, и это доказывает, что ситуация с соблюдением законности в учреждениях УИС края стабильная и меняется к лучшему.
Роль Общественного совета при ГУФСИН не сводится только к мониторингу проблем и их решению. Члены Общественного совета активно участвуют в подготовке и проведению спортивных, культурных мероприятий, организации воспитательной работы с осужденными. Ежегодная открытая летняя спартакиада среди осужденных Красноярского края, фестиваль самодеятельного творчества среди осужденных «Калина красная», традиционный «Новогодний КВН», ежегодный конкурс ледяных и снежных скульптур, социально-просветительская акция «Рождество за решеткой» и многое другое – эти проекты за годы работы Общественного совета помогли многим осужденным найти себя в спорте, творчестве, встать на путь исправления и начать новую жизнь после освобождения. В колониях Красноярского края стало престижным участвовать в самодеятельных организациях – ведь участники этих организаций выезжают в другие подразделения с концертами и театральными постановками, записывают собственные альбомы и снимают фильмы, общаются с известными творческими людьми города и края.
В работе Общественного совета принимают активное участие религиозные организации Красноярского края. На территории 18 колоний действуют православные храмы, в 20 учреждениях есть молельные комнаты. Священники регулярно приезжают в колонии, проводят богослужения, крещение и причастие осужденных. Руководитель епархиального отдела по взаимодействию с ГУФСИН Красноярской Енисейской Епархии Александр Косов – член Общественного совета с 2003 года. Александр Николаевич считает, что работа православных священников в исправительных учреждениях – это, по сути дела, возрождение института тюремного духовенства, которое существовало в России до революции 1917 года. Поэтому с января 2009 года в ИК-27 (пос. Индустриальный) реализуется проект по введению в штаты исправительных учреждений православных священнослужителей. Отец Сергий трудоустроен на должность социального работника колонии официально, он приходит пять дней в неделю в храм, построенный на территории колонии, исповедует и причащает осужденных, проводит службы. По словам сотрудников ИК-27, присутствие православного священника на территории колонии значительно снизило психологическую напряженность в колонии.
Кроме служителей Русской Православной Церкви, исправительные учреждения края посещают представители мусульманской и протестантской религиозных конфессий. С начала 2009 года членом Общественного совета при ГУФСИН является Муфтий Красноярского края Гайяз Фаткуллин.
– По сути дела, те основные моменты, на которые Директор ФСИН обратил внимание на последнем заседании Общественного совета при ФСИН, – взаимодействие с общественными организациями, открытость системы, активное участие в ее работе общественности - в Красноярском крае уже реализуются в течение нескольких лет. Эта работа ведется не от случая к случаю, а регулярно, и мы видим результаты взаимодействия. Конечно, кто-то может сказать, что все наши совместные проекты с ГУФСИН – это только пиар-акция. Однако я и мои коллеги знаем, что дорогого стоит наладить такие взаимоотношения с силовой структурой, достичь такого взаимопонимания, – говорит А.Д. Назаров. – Интересно, что многие проекты Общественного совета появились в результате совместного обсуждения с руководством ГУФСИН, были предложены начальником краевого управления Владимиром Шаешниковым, и это доказывает, что в нашем регионе пенитенциарная система приближается к европейским стандартам.
Марина Комлева
(Чтобы просмотреть все фотографии, кликните на главную фотографию).