Не заплатишь – не поедешь
На любое повышение налогов принято реагировать негативно. Не может же быть такого, чтобы тебя заставляли платить больше, а ты этому факту радовался. У нас, автомобилистов,...
На любое повышение налогов принято реагировать негативно. Не может же быть такого, чтобы тебя заставляли платить больше, а ты этому факту радовался. У нас, автомобилистов, в отличие от остальных граждан на один налог больше – на транспортный. В этом году правительство разрешило регионам повысить этот налог в два раза. Нас, частных лиц в 2010-ом году повышение миновало – в Красноярском крае транспортный налог для физических лиц остался прежним и повысился лишь для лиц юридических. А за что мы собственно платим? А платим мы за мощность наших автомобилей, выраженную в лошадиных силах. «Качество» этих лошадиных сил не учитывается. Т.е. за более экологичную гибридную силовую установку платить приходится столько же, сколько за старый движок, работающий на АИ-80. Справедливо ли это? Можно поспорить. Но давайте лучше посмотрим, за что и сколько платят автомобилисты других стран. Может и поводов для печали будет меньше.
Начнем с «правильной», цивилизованной Европы, которая последнее время очень озабочена проблемами экологии и поэтому за «качеством лошадей» внимательно следит.
В Германии, например, водители платят за объем двигателя и за объем выброса CO2. За бензиновые ДВС берут по 2 евро за каждый «кубик», за дизель – подороже – 9 евро за каждые 100 см3. Это что касается объема двигателя, но остался еще объем выброса углекислого газа. За каждый грамм порядочный бюргер платит 2 евро. Для экологичных автомобилей предусмотрены существенные льготы. Если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, то платить за выбросы не придется. Льготные нормы постоянно подвергаются пересмотру и ужесточаются: в 2012 году норму сократят до 110 граммов на километр, а в 2014 –до 95. Таким образом Германия следит за экологией и стимулирует граждан к покупке гибридов и экологичных дизелей.
Во Франции собирают похожий транспортный налог. Французы также как и немцы платят за выбросы СО2. От налога на выброс освобождены автомобили, которые загрязняют воздух меньше, чем на 200 граммов углекислого газа на километр пути. Деньги, собранные с экологической части транспортного налога, тратятся на финансирование экологических программ Франции. За объем двигателя во Франции не платят, зато платят за мощность. К сожалению, мы не знаем сколько.
Дания по всей видимости на проблемах экологии сдвинута конкретно. Власти хотят заставить своих граждан передвигаться на экологичных видах транспорта, таких как велосипеды, мопеды или лучше вообще пешком. При регистрации автомобиля Датское правительство берет с водителя 105 процентов стоимости машины! А если машина стоит больше 34 тысяч крон (около 18 000 долларов США), то хозяин платит налог 180 процентов ее цены! Но и этим транспортный налог не ограничивается. Часть его вложена в стоимость бензина. Датчане впрочем к высоким налогам привыкли. Они и так втридорога платят за доход, недвижимость, дарение, наследование и даже спорт. Налоги в Дании составляют 50 процентов ВВП страны. Деньги эти тратятся на социальную сферу – пенсии, медицину, образование, т.е. по сути, возвращаются к гражданам, причем возвращаются реально, а не на словах как у «некоторых».
А в США не платят ни за объем двигателя, ни за его мощность и даже за выбросы не платят. Американский транспортный налог включен в цену на топливо. Поэтому больше платит тот, кто больше ездит! Причем экологичная составляющая в такой налог тоже заложена, ведь чем меньше ездишь, тем меньше вредных выбросов делает автомобиль. Деньги, собранные с американских водителей идут не просто в казну, а тратятся на строительство и ремонт дорог.
Кстати подобную схему транспортного налога предлагала ввести и в России фракция ЛДПР в Госдуме, но минфин идею не одобрил. К лучшему это или к худшему, каждый может решить сам для себя. Те, кто накручивает за год пару десятков тысяч такому налогу точно бы не обрадовались, а те, кто ездят по маршруту «работа-дом», наверняка, выиграли бы в деньгах.
В Австралии один из самых простых транспортных налогов. Все владельцы автомобилей платят одинаково: 10 процентов от цены легковушки и 5 – от грузовика. И только владельцы автомобилей, цена которых превышает 57 000 долларов платят 33 процента от стоимости своего «железного коня». Казалось бы, более дорогой автомобиль зачастую более технологичный и экологичный, но австралийское правительство считает, что от богатых не убудет.
В Израиле налог платится согласно принадлежности автомобиля к одной из 15 экологических групп. Купил самый «вредный» автомобиль, заплати при постановке на учет 92% от его стоимости. За самый экологичный, коим является электромобиль – 10 процентов стоимости автомобиля. За «промежуточный» гибрид —30 процентов. За «середнячковый» седан выходит налог в районе 70 процентов от стоимости. В итоге вместе с налогом самая простая новая Mazda3 в Израиле стоит около 30 000 долларов, а Toyota Yaris в базовой комплектации – 25 000 долларов.
Высокими налогами на такую роскошь как автомобиль отличается и Япония. Чтобы поставить автомобиль на учет в Японии, надо сперва купить парковочное место и подтвердить это справкой. Стоимость парковочного места, например, в Токио может доходить до тысячи долларов в месяц. Японцы также проходят техосмотр, который стоит от 1300 долларов и зависит от класса автомобиля. За большие тачки платят больше. Но это мы еще не перешли к непосредственно транспортному налогу. Их в Японии три. Первый платится при покупке автомобиля и составляет около 5 процентов от его стоимости. Второй – при регистрации. Этот разовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля. Например, за автомобиль с двигателем в 2,5 литра, придется заплатить около 500 долларов. И, наконец, ежегодно в мае японцы платят сам транспортный налог. Он зависит от массы автомобиля и объема его двигателя. Владельцы компактных машинок отделаются суммой в 5000 йен (54 доллара), а хозяину какого-нибудь Land Cruiser нужно будет отдать все 50 000 йен. Все деньги, собранные с японских автомобилстов направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере. Таким образом, сегодня японцы платят за то, на чем они будут ездить завтра.
В Китае поддерживают отечественного производителя. При покупке автомобиля китайского производства владелец платит налог в виде 10 процентов его стоимости. За иномарку придется отдать все 40. Что касается непосредственно транспортного налога, то его включили в стоимость бензина.
Возможно, у нас не самый «грамотный» налог, который не учитывает возраст, экологичность и пробег автомобиля, но обвинять наше государство в высоком транспортном налоге после сравнения с другими странами как-то язык не поворачивается. Но вот чего бы хотелось точно, это чтобы деньги с нашего транспортного налога уходили, например, на ремонт наших дорог, а не просто в бюджет. Хочется, чтобы мы, автомобилисты, платили налоги, которые наше государство тратило бы на нас.