«Хлоя»: не сотвори себе демона… в юбке!
Фильм «Хлоя» пришел в полупустые залы кинотеатров как некассовое кино «про однополую любовь». Хотя скорее это кино про любовь вообще и про жизнь вообще. Может, даже больше духовную, чем физическую.
Фильм «Хлоя» пришел в полупустые залы кинотеатров как некассовое кино «про однополую любовь». Хотя скорее это кино про любовь вообще и про жизнь вообще. Может, даже больше духовную, чем физическую.
Ну, во всяком случае, на экране найден их приятный баланс.
Главные герои Стюарты – семейная пара среднего возраста, жена-гинеколог Кэтрин и муж-преподаватель Дэвид. Обычные проблемы с сыном-старшеклассником, обычные переживания жены о потере своей привлекательности, обычное охлаждение… И вдруг в их жизнь изящным ручейком вливается ночная бабочка Хлоя, с помощью которой измученная ревностью жена хочет проверить мужа. Девушка рассказывает волнующие подробности встреч с Дэвидом – и уже, как течение, увлекает Кэтрин все дальше в этом безумном испытании. И вот влияние Хлои на жизнь семьи становится неуправляемым потоком: вспышка страсти между ей и Кэтрин, скандалы супругов, отказ Кэтрин Хлое, соблазнение девушкой сына Стюартов. И, наконец, очная ставка – и разрушение всей линии сюжета, переворот всего: оказывается, все интимные отчеты Хлоей выдуманы… Супруги мирятся – она действительно «сделала свое дело». Но изгнать демона так просто нельзя: он уже разгуливает в голом виде по их дому и даже угрожает Кэтрин, приставив к горлу острую заколку… И вдруг выпадает из окна с таинственной улыбкой на лице – и, конечно, как положено поверженным демонам, погибает, оставив после себя лишь заколку… и просветление в головах.
Сквозная деталь в виде заколки – для меня одна из меток сценария «с претензией». Девушка роняет ее при знакомстве с Кэтрин, затем дарит своей «заказчице»-любовнице, потом использует в качестве холодного оружия. И наконец, именно эту заколку мы видим в финале в волосах Кэтрин, она – последнее, что блестит в потухающем кадре. Кусочек Хлои остается с героиней: раз впустив демонов в свою жизнь, от них уже нельзя избавиться.
Интересно, как воплощается на экране сюжет. Мы узнаем об интимных моментах между Хлоей и Дэвидом со слов Хлои – и вот уже слова реализуются в видеоряде. Мы вместе с Кэтрин все больше, как муха в паутине, запутываемся в сотканной ей же самой сети подозрений и терзаний. И вдруг в пиковый момент все рассыпается, и одна из линий – между Хлоей и мужем – оказывается вовсе не существующей, выдуманной девушкой для манипулирования Кэтрин. И нами, оказывается, создатели фильма все это время манипулировали: мы имеем дело вовсе не с любовным треугольником, а с каким-то порочным (но привлекательным) вектором – от Хлои к Кэтрин.
Правда, конец уж слишком прост, как будто авторы фильма вместе с героями бесконечно вымотались. Прямо «по-сталински»: нет человека, нет проблемы. И когда Хлоя падает из окна, вместе с ней, кажется, улыбается с облегчением режиссер.
Если вы поклонники фильма Анн Фонтен «Натали», с которого переснята «Хлоя», то, наверное, загрустите по утонченности и изяществу первого. Дескать, в «Хлое» сюжет более попсовый, перекошенный в сторону эротичности. Может быть: все-таки Америка – и в Африке не Франция.
Но невозможно поспорить, что фильм при том получился очень интеллигентным: тут вам и «Лунная соната», и философские монологи. Хлоя говорит о своих клиентах: «В каждом я стараюсь найти что-то приятное. И иногда хорошее ко мне возвращается». Это почти «Возлюби ближнего своего». Есть в ленте и тонкий психологизм: это не просто страдания по поводу кризиса среднего возраста, это приоткрытие темных сторон души человека – беззащитного, придумывающего себе страхи и верящего в них. Все-таки фильм дает пищу не только для глаз.
Игра актеров: Джулианны Мур, Лиама Нисона и Аманды Сэйфрид – великолепная. Верю, верю каждому! И, наконец, в картине потрясающий фон – кадры Торонто: заснеженные улицы, городские кафе. Очень красивая картинка и качественные съемки. Фильм, кстати, получил шуточную награду за то, что Торонто в первый раз снимался в роли самого себя.
В общем, каждый в фильме найдет что-то свое: от маньяка до философа. Только крутых поворотов сюжета не найдет – фильм пропагандирует неспешное наслаждение… всем, даже в «бальзаковском возрасте».