Выставка работ художников-фронтовиков "Майский вальс"
С 28 апреля по 1 июня 2010 года в Арт-галерее Романовых пройдет художественная выставка работ художников-фронтовиков, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. "Майский вальс".
С 28 апреля по 1 июня 2010 года в Арт-галерее Романовых пройдет художественная выставка работ художников-фронтовиков, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. "Майский вальс".
ИСКУССТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ
На этой выставке представлено творчество четырнадцати красноярских художников-фронтовиков, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Все они честно выполняли свой воинский долг, и после возвращения к мирной жизни тема войны еще долгие годы отражалась в их творчестве (к примеру, в картинах Бориса Ряузова, Юрия Худоногова, Михаила Мишарина), хотя настоящими художниками-баталистами они не стали. Война травмировала души большинства из них, обострила чувства любви к живой природе, к красоте мирной жизни. А если и звучало эхо войны в творчестве красноярских художников, то без парадного глянца и пафоса, а либо с мучительной ненавистью к врагу (графика Евгения Кобытева), либо с отвращением к любой войне, как к противоестественному, антигуманному явлению ("Женихи" Андрея Поздеева).
Все мы знаем и любим творчество замечательного мастера сибирского пейзажа, народного художника России Бориса Яковлевича Ряузова (1919-1994). Незадолго до начала Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года, он приехал в Красноярск и с первых же дней войны стал рисовать плакаты, оформлял агитпоезда, "Окна ТАСС", писал картины на батальные темы ("Подвиг капитана Гастелло", "Могила фашистских пиратов", "Морской бой"). Эти картины с успехом представлялись на выставках и даже репродуцировались в виде фронтовых открыток. В июле 1942 года Ряузов добровольцем ушел на фронт в составе Сибирской бригады. Сохранились его фронтовые рисунки с натуры, а также артиллерийские панорамы (ведь он был артиллеристом-разведчиком). Но душа художника томилась по мирной жизни и красоте нетронутой природы, и в своем дневнике от 9 мая 1945 года он сделал запись о долгожданной Победе: "Еще вчера фронт громыхал упрямыми боями. Поднебесье вздыхало холодными отсветами снарядных разрывов, и вечерние сумерки плавились заревом ракет. Всё кончилось! Победа! Отдыхай, первый мирный майский вечер. Благоухай, весна, рождением земного..."
Другой наш земляк, Евгений Степанович Кобытев (1910-1973), воевал на Юго-Западном фронте, в 1941 году был взят в плен и оказался в фашистском концлагере "Хорольская яма", откуда ему удалось бежать в 1943-м -- и до конца Великой Отечественной он участвовал в боях за Украину, Молдавию, Польшу, дошел до Германии. Им был создан Фронтовой кукольный театр политической сатиры, в котором он был и сценаристом, и постановщиком, и художником, и актером. После демобилизации к теме войны Кобытев обратился, создав иллюстрации к роману Фадеева "Молодая гвардия". Но долгие годы душу его саднила, как незаживающая рана, память о пребывании в Хорольской яме. И только в 1959 году художник представил на суд зрителей первую серию графических работ "До последнего дыхания", посвященных узникам концлагеря и пронизанных тоской по Родине и ненавистью к врагу ("Думы мои, думы мои", "Ненависть", "Я вернусь еще к тебе, Россия" и др.). В 1943 году 17-летний Андрей Геннадьевич Поздеев (1926-1998) сам явился в военкомат и добровольцем попросился на фронт. С 1943 по 1946 год он служил на Манчжурском фронте, участвовал в боевых действиях по разгрому Квантунской армии. Был связистом-проволочником в дальнобойной артиллерии. Романтические иллюзии, связанные с войной, развеялись быстро. Он увидел кровавую, грязную, не парадную изнанку войны. Спустя много лет Поздеев не раз говорил, вспоминая ту пору: "Слава богу, никого не убил!.." Но ему пришлось достаточно насмотреться на ужасы войны, и воспоминания о страшной кровавой бойне долго не отпускали его душу. Эта тема в дальнейшем отразилась в его картинах "Война" (где трупы людей и впрямь похожи на "пушечное мясо", кошмарный фарш из дьявольской мясорубки), а также в трогательном поминальном триптихе ("Женихи", "Невесты", "Реквием"). Гротескны и лишены малейшего пафоса созданные им потреты ветеранов. Можно сказать, что военная тема не вдохновляла, а скорее отвращала Поздеева. Не случайно в 1995 году он написал к 50-летию Победы картину "Победитель", на которой изобразил яростного быка, вскинувшего на рога матадора...
Среди художников-фронтовиков были представители разных стилевых манер и жанровых пристрастий. Это и живописцы Юрий Худоногов (ставший одним из наиболее ярких и оригинальных художников-"шестидесятников"), Николай Ряузов, Илья Титов, и графики Николай Сальников, Михаил Гладунов, Яков Еселевич, Михаил Мишарин (впрочем, они были и хорошими живописцами), и скульпторы Адель Абдрахимов и Владимир Шавлыгин. Все они представлены на этой выставке. И глядя на работы каждого из них, мы не просто наслаждаемся их искусством, но и думаем о самих мастерах-ветеранах -- с любовью и благодарностью. Ведь они за нас проливали свою кровь.
Эдуард РУСАКОВ. Весна 2010 года.