«Утомленные солнцем-2»: не томите, да не томимы будете
Игра актеров, как положено, великолепная, но, что ты будешь делать, – «за душу не берет»! В чем дело?
Оценивать картину с подзаголовком «Предстояние» аж боязно. Такая тема, такой режиссер, такие актеры, такой бюджет – 55 млн. долларов, – такой слоган ему придуман – «Великий фильм о великой войне». А с другой стороны, почему бы и не оценить: тут мы не обязаны на что-то делать поправки и списывать промахи. Как говорится, у создателей все было. А взялся за гуж – не говори, что не дюж. Хотя стать лентой, достойной оригинальных «Утомленных солнцем», на мой взгляд, фильм так и не «сдюжил».
По сюжету комдив Котов оказывается вовсе не расстрелян: политическая статья ему заменена на уголовную, и в неразберихе начала войны он с товарищем бежит из лагеря на фронт. Здесь воюет в штрафбате, уверенный, что его семья погибла. А семья жива: жена давно с Митей (его, видимо, откачали после попытки самоубийства) под другой фамилией, дочь – пионервожатая в лагере – не желает отрекаться от отца, единственная выживает при потоплении немцами корабля, уходит на фронт санитаркой. Параллельно воюют и страдают другие герои. Конец фильма открытый – жди третьей части.
О том, что перед нами «эпопея», говорит неслабая поддержка на госуровне: съемочную площадку посещали Путин и Медведев. Помощь в съемке батальных сцен была оказана Министерством обороны России. Часть фильма снималась под Санкт-Петербургом, часть – в Германии. Хотя я заявленных многотысячных массовок и действительно масштабных сцен так и не увидела: война показана какими-то кусочками и эпизодами частного характера, как будто глазами отдельных людей. Эпичен список персонажей – прямо-таки тягается с «Войной и миром». А уж список актеров заставляет нервно сглотнуть: Никита Михалков, Вячеслав Тихонов, Валентин Гафт, Евгений Миронов, Олег Меньшиков, Виктория Толстоганова, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Андрей Панин, Евгений Стычкин… Игра актеров, как положено, великолепная, но, что ты будешь делать, – «за душу не берет»! В чем дело?
Может быть, в композиции. Она рамочная, достаточно странная для эпопеи и достаточно неприятная для фильма, где надо бы сопереживать. О событиях мы узнаем «в прошедшем времени» вместе с Митей, расследующим путь Котова. Однако без этих связок фильм бы вовсе распался на отдельные «хрящи»-эпизоды. Каждый из них долог и затянут: с одной стороны, заполнен бесконечным самолюбованием режиссера и смакованием деталей, с другой стороны, – штампами и «ходульными» моментами (то ли автор хотел угодить всем, то ли перестарался в оригинальности, доведя ее до банальности). Часы на убитых тикают, сожженный листочек летит-летит-никак не прилетит, а обнаженная медсестра мучительно долго сидит перед погибшим солдатом…Возникают подозрения, что экранное время тянулось неспроста – чтобы событий хватило еще на третью часть: эта вышла к 9 мая, та будет к 4 ноября.
Может, дело в неприятном «крене» в сторону натуралистичности. На экране появляются не только множество крови, но и «сиськи», маты, писающийся директор пионерлагеря, испражняющийся с самолета немецкий летчик. Еще один повод для культурного шока –буффонада, с которой показаны немцы. Все они тупы, с тонкими противными голосами, деревянной интонацией и дурацкими диалогами. Все как-то до безобразия живо и до смеха противно – совсем как у Тарантино в «Бесславных ублюдках».
Ассоциаций и с другими картинами возникает множество. Бомбардировка корабля – просто «Перл Харбор» какой-то. Тонущий корабль с «соплями» и душевными диалогами на воде – чем не «Титаник»?..
Просто оскорбительны своей нереалистичностью некоторые псевдосимволичные и достойные мультфильмов эпизоды: бюст Сталина падает после взрыва в аккурат возле Нади, вражеские самолеты налетают на лагерь заключенных в тот самый момент, когда им говорят о начавшейся войне – и много их, таких, что хоть волком вой. Даже штрафбатов в 1941-м году не было, а тут в него еще и отряд кремлевских курсантов направлен. Только табора цыган в нем не хватает – и то, видать, потому, что он был по сюжету расстрелян раньше.
Нет в фильме «правды», от которой слеза наворачивается, я думаю, и по причине недостаточного внимания к музыке. Она какая-то вялая. И моменты, которые трагические звуки могли бы окрасить серьезностью, «не дотягивают», пришибают своей искусственностью. Постоянно наяривает здесь лишь музыкальная тема «Утомленное солнце», которая не столько связывает фильм с «первоисточником», сколько раздражает. Как и постоянные воспоминания героев – вырезки из первой ленты. Здравствуйте, бразильские сериалы!
Нельзя не сказать о религиозных мотивах. Само название «Предстояние» имеет религиозный контекст – это состояние нахождения перед Богом, молитвы. Спасибо Никите Сергеевичу за духовное просветительство, однако тут, на мой взгляд, он перегнул. Мало того, что красный комдив Котов переживает духовное просветление в церкви, а его дочь, вися в воде на мине, принимает крещение от священника. Надя еще и вступает в религиозные диспуты с женщиной, когда обе они в истерике от сожжения жителей деревни, потом с умирающим солдатом. Вроде бы все это и правдоподобно, но нет в этом души, есть «госзаказ»: столько-то упоминаний…
Закончу тем, с чего, может быть, стоило начать. Сам факт продолжения «Утомленных солнцем» отдает кощунством. Первый фильм силен своим пронзительным финалом: герои растоптаны тупой ногой тоталитаризма. И вдруг оживают ради новых приключений… Не предал ли Михалков себя, в коммерческих и политических целях исказив идею «Утомленных солнцем»? Зато «Предстояние» поедет в Канны…