Литературный блог. Матвей Ганапольский «Кисло-сладкая журналистика»
Обычно, открывая книгу, написанную умудренным жизнью мастером, много лет находящимся в самой гуще политических и общественных событий, ждешь неких откровений или хотя бы глубокой рефлексии. Ничего этого в книге нет.
Кисло-сладкий Ганапольский
«Кисло-сладкая журналистика» - первый литературный опыт мэтра российского теле-радио эфира Матвея Ганапольского - преподносится как учебник по журналистике, совмещённый с мемуарами автора. Впрочем, мемуары эти весьма своеобразны.
Обычно, открывая книгу, написанную умудренным жизнью мастером, много лет находящимся в самой гуще политических и общественных событий, ждешь неких откровений или хотя бы глубокой рефлексии. Ничего этого в книге нет. На всех четырех сотнях страниц Ганапольский ни разу не выходит из привычного образа хамоватого провинциала, заботливо оберегая своё Я и личную жизнь от постороннего вмешательства. Вместо тайн семейной жизни хитрый автор подсовывает читателю, серию анекдотов о Зяте и Тёще, Муже и Жене, Дочке и Родителях. Мало того, эта абсолютно архетипичная Семья живёт в некой архетипичной Стране. Это не Россия и не Америка, это некое усрёднённое государство, где американская полиция мирно сосуществует с типично российской провинциальной жизнью. В этом абстрактном мире и живет герой Ганапольского, Журналист, персонаж такой же нейтральный как окружающая его среда. И в этом с точки зрения автора и состоит главное требование к профессии. Лишь забыв о своих личных взглядах и отринув подобно буддийскому монаху все привязанности, можно улететь в сказочно нейтральную страну профессионалов на волшебном домике, чертёж которого и представляет в своей книге Ганапольский.
Схема эта даётся весьма подробно. Здесь на отсутствие конкретики жаловаться не приходиться. Разбирается, буквальна каждая мелочь:
Как сделать первые шаги в профессии?
О чём писать?
Как выглядеть?
Стоит ли подражать знаменитостям?
Всё это и многое другое чрезвычайно дотошно и скрупулезно описано в книге. Естественно, с примерами из личной жизни и, естественно, не из своей. Ведь если о себе Ганапольский предпочитает открыто не говорить, то о своих знакомых напротив рассказывает весьма охотно. Произведение изобилует именами известных журналистов, эстрадных звёзд и политиков. Здесь можно узнать немало интересного об Алексее Венедиктове, Сергее Бутмане, Ларисе Долиной и других интересных личностях. Однако сплетен вы не найдёте. Звёзды появляются лишь для того, чтобы своим примером преподать читателю уроки будущей профессии.
Книга могла бы быть рекомендована в качестве учебника для студентов факультета журналистики, если бы не стиль, в котором написана. Не зря издательство АСТ выпустило её в разделе «Самая весёлая книга». Ганапольский тщательно раскрашивает свой домик, добавляя в повествование изрядную долю юмора. Не всем он придётся по вкусу, шутки мэтра грубоваты для утончённых эстетов, в них слишком много мужского шовинизма и прочей неполиткоректности. Однако нарочитая грубость не должна отпугнуть желающих прокатится в волшебном домике Матвея Ганапольского.