Концерт памяти Ивана Шпиллера
1 октября – в этот день с Красноярским академическим симфоническим оркестром под управлением Марка Кадина выступит один из лучших пианистов современности, Заслуженный артист России Николай Луганский.
Цикл концертов, посвященных 75-летнему юбилею Ивана Всеволодовича Шпиллера, продолжится 1 октября – в этот день с Красноярским академическим симфоническим оркестром под управлением Марка Кадина выступит один из лучших пианистов современности, Заслуженный артист России Николай Луганский.
Луганского называют одним из самых «романтических героев» современного пианизма. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…», — так охарактеризовала исполнительское искусство Николая Луганского авторитетная газета The Daily Telegraph. С Красноярским симфоническим оркестром и самим И.В. Шпиллером Луганского связывает давняя творческая дружба – пианист регулярно концертировал в нашем городе и 1 октября вновь выступит в Малом зале. В его исполнении прозвучат шедевры фортепианного романтизма - Концерты Грига и Шумана.
Фортепианный концерт Грига – одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке XIX века. Лирическая поэтика приближает произведение Грига к романтическим произведениям Шопена и Шумана. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй музыки обусловили яркое своеобразие григовского концерта.
Сущность «шумановского» в музыке выражена именно в его фортепианных произведениях. Тонкий психолог, воплотивший в музыке сложный, противоречивый внутренний мир человека, — таким предстает Шуман и в своем знаменитом Фортепианном концерте.
Также в программе концерта 1 октября - «Адажио для струнных» американского композитора Сэмюеля Барбера. Написанное в 1936 году и впервые исполненное великим Артуро Тосканини, это произведение до сих пор остаётся музыкальным бестселлером. Слушатели ВВС в 2004 году назвали эту музыку «самой грустной из когда-либо сочиненных». «Адажио» звучало на похоронах Альберта Эйнштейна и Ф. Д. Рузвельта, на открытии Олимпийских игр 2010 в Ванкувере, в оскароносном фильме Оливера Стоуна «Взвод» и в культовой драме Дэвида Линча «Человек-слон», эпиграф к которой – «Реальная история о мужестве и человеческом достоинстве» - очень точно соотносится и с великой музыкой Барбера.
Николай Луганский
Учился в ЦМШ у Т.Е.Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т.П.Николаевой и С.Л.Доренского. Пианист — победитель I Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), лауреат VIII Международного конкурса имени И.С.Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), обладатель специальной премии Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), победитель Х Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (1994). «В его игре было что-то рихтеровское», — сказал председатель жюри конкурса имени П.И.Чайковского Лев Власенко. На этом же конкурсе Н.Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э.Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки — Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и его учителю Т.П.Николаевой, скончавшейся в 1993 году. В то время молодой музыкант был студентом Московской консерватории в классе профессора С.Л.Доренского, у которого продолжил обучение и в аспирантуре.
География выступлений артиста обширна. Ему рукоплескали в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Wigmor Hall и Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre des Champs Elysees (Париж), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus (Вена), Suntory Hall (Токио) и многих других прославленных залах всего мира. Только в 2009 году пианист выступил в США, Канаде, Великобритании, Португалии, Испании, Франции, Бельгии, Венгрии, Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии, Италии, Германии, Чехии, Бразилии, Турции, Польше, Румынии, Австрии, Хорватии, Греции, Японии, Беларуси, дал концерты более чем в 10 городах России.
Пианист сотрудничал с крупнейшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и более чем со 170 дирижерами мира, среди которых Е.Светланов, М.Эрмлер, Ю.Симонов, Г.Рождественский, В.Гергиев, Ю.Темирканов, В.Федосеев, М.Плетнев, В.Спиваков, А.Лазарев, А.Ведерников, В.Синайский, С.Сондецкис, А.Дмитриев, Ю.Домаркас, Ф.Брюгген, К.Мазур, Р.Шайи, К.Нагано, М.Яновски, П.Берглунд, Н.Ярви, сэр Ч.Маккерас, Ш.Дютуа, Л.Слаткин, Э. де Ваарт, Э.Кривин, К.Эшенбах, Ю.Садо, В.Юровский, С.Орамо, Ю.П.Сарасте, Л.Маркиз, М.Минковски и многие другие.
Партнерами Николая Луганского в камерном исполнительстве были скрипачи В.Репин, Л.Кавакос, виолончелисты А.Князев, А.Рудин, М.Майский, певица А.Нетребко, квартет им. Д.Д.Шостаковича, пианист В.Руденко и другие выдающиеся музыканты. Его постоянно приглашают на престижнейшие музыкальные фестивали в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), фестиваль в Вербье и И.Менухина (Швейцария), фестиваль BBC и Моцартовский фестиваль (Англия), «Декабрьские вечера» в Москве и другие.
В репертуаре пианиста более 50 концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох — от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают Н.Луганского со знаменитым французом А.Корто, говоря, что после него еще никому не удавалось лучше исполнить произведения Шопена. В 2003 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Луганского лучшим солистом сезона 2001-2002.
Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокую оценку в музыкальной прессе многих стран: «…Луганский не только великолепный виртуоз, он, прежде всего, пианист, который целиком погружается в музыку за красотой…» (Bonner Generalanzeiger), «Главное в его игре — изысканность вкуса, стилистическая и текстовая безупречность… Инструмент звучит как целый оркестр, и вы можете услышать все градации и нюансы оркестровых голосов» (The Boston Globe).
В 1995 г. Н.Луганскому была присуждена международная премия им. Теренса Джадда как «самому многообещающему пианисту молодого поколения» в связи с записями произведений С.В.Рахманинова. За диск, содержащий все этюды Шопена, записанный фирмой Erato, пианист был удостоен престижной награды Diapason d'Or de l'Annee как лучший инструменталист 2000 г. Его диски этой же фирмы с записью прелюдий и музыкальных моментов Рахманинова и с записью прелюдий Шопена также были удостоены награды Diapason d’Or в 2001 и 2002 гг. Одна из последних записей Луганского на фирме Warner Classics (1-й и 3-й концерты С.Рахманинова) с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Сакари Орамо получила две награды: Choc du Monde de la Music и Preis der deutschen Schallplattenkritik. За записи 2-го и 4-го концертов С. Рахманинова, сделанные с тем же оркестром и дирижером, пианист был удостоен престижной премии Echo Klassik 2005, присуждаемой ежегодно Германской академией звукозаписи. В 2007 г. запись сонат Шопена и Рахманинова, сделанная Н.Луганским и виолончелистом А.Князевым, также получила награду Echo Klassik 2007.
Николай Луганский удостоен звания «Заслуженный артист России». Является эксклюзивным артистом Московской филармонии на всей территории России.
Помимо насыщенной концертной деятельности, музыкант с 1998 года преподает в Московской консерватории, с 2007 — ассистент кафедры специального фортепиано под руководством профессора С.Л.Доренского.