Константин Зинич: "Вдохновение и темы для своих работ я беру из жизни"
Константин Зинич о своем творчестве, о вдохновении, новых проектах и о Зурабе Церетели.
Зинич Константин Мелатдинович - член Союза художников России, скульптор. Проектирование и создание монументальных скульптурных композиций, памятников, мемориальных досок из бронзы и камня.
Константин Зинич учился в Кунгурском художественном училище (1980—1983 гг.), в Свердловском училище им. И. Шадра (1986—1988 гг.), в Красноярском государственном художественном институте (1988—1994 гг.). С 1995 г. по 1998 г. обучался в творческих мастерских отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств (г. Красноярск) под руководством вице-президента PAX профессора Ю. П. Ишханова, дипломант Российской академии художеств, членом Союза художников России и старший преподаватель кафедры скульптуры Красноярского художественного института.
С 1990 года постоянный участник художественных выставок, где представляет интересные работы, а также проекты монументальных памятников. За эти годы создал большое число мемориальных досок, посвященных известным деятелям культуры и искусства Красноярска, а также несколько проектов памятников и монументов, в том числе «Мемориал Воинам-Сибирякам» на 42 км. Волоколамского шоссе (г. Москва). За реализацию проекта «Памятник командору Резанову» в 2007-м году Константину Зиничу присвоено звание лауреата премии «Наследие» в номинации «Скульптура».
Совместно реализованные проекты: Фонтан «Адам и Ева» г. Красноярск (2000); Скульптурное изображение двукратного олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина для архитектурного комплекса у здания Дворца спорта в Красноярске (2002); Стела «Журавли», г. Красноярск (2005); Архитектурный комплекс со скульптурной композицией «Дети войны», г. Красноярск (2005); Каскадный фонтан «Реки Красноярья» — скульптурные изображения сибирских рек на Театральной площади, г. Красноярск (2006—2008); Скульптура «Командор Резанов» для монументального комплекса на площади Мира, г. Красноярск (2007); Скульптурные изображения А. С. Пушкина и Натальи Гончаровой в ротонде Пушкинского сквера, г. Красноярск (2008). Наиболее известные проекты скульптора К. М. Зинича Мемориальная доска основателю Красноярского академического ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко, г. Красноярск (гранит, бронза, 1998 г.); Проект памятника В. И. Сурикову (архитектор — А. Б. Касаткин), г. Красноярск; Жанровая скульптурная композиция «Дядя Вася-пьяница», г. Красноярск; Фонтан «Детство», г. Красноярск; Монументальная композиция «Воины-сибиряки» для мемориального комплекса на Волоколамском шоссе, г. Москва (2001); Памятник-бюст писателю В. П. Астафьеву, (п. Подтесово, Енисейский район, г. Красноярск); Памятник А.С. Пушкину и скульптурные композиции, изображающие героев сказок, в Пушкинском сквере, г. Абакан (2008); Выполнение работ по изготовлению и установке скульптуры «Ангел — аллегория искусства», г. Абакан (2008); Памятник Вере Арсеньевне Баландиной г. Черногорск (2008).
Михаил: Добрый день! Это пресс-центр sibnovosti.ru. С большим удовольствием мы приветствуем сегодняшнего гостя. Это Зинич Константин Мелатдинович. И сразу у меня вопрос: когда автор работает над проектом, есть какое-то предположение, какая судьба ждет. Сомневаюсь, что вы когда делали композицию "Дядя Вася – пьяница", сомневаюсь, что вы догадывались, что около этой композиции практически каждая свадьба будет фотографироваться. Или все-таки были такие предположения?
Константин Зинич: Нет, конечно, я не предполагал. Если честно сказать, я сперва испугался, что скажут люди, если такая скульптура появится в черте города?
Михаил: Есть какие-то, кроме этой работы, у которых совершенно неожиданная дальнейшая судьба?
Константин Зинич: Ну, к сожалению, может быть, вы не в курсе, но проект памяти Ивана Ярыгина – мой совместно с Касаткиным, но саму фигуру делали московская компания. Была в свое время неразбериха. Когда молодой скульптор начинает работать, есть соответствующие претензии, поэтому так вот и получилось здесь. Но фигура уже была готовая, 4 метра. Сейчас этот памятник устанавливается в Саяногорске.
Михаил: Мы так плавненько перешли к вопросу о делах насущных. То есть, что сейчас происходит?
Константин Зинич: Сейчас я буквально 2-3 дня назад вернулся из города Краснокаменска. Пригласила меня рудодобывающая компания. Хотят увековечить, скажем, людей, которые работают, добывают руду. Буквально месяц назад произошло открытие памятника Александра Сергеевича Пушкина в Кемеровской области. Есть 5-6 предложений, городов. Звонят.
Михаил: Получается, география Красноярском не ограничивается?
Константин Зинич: Да. Получается от Сочи и до границы с Китаем. Для меня было удивительно, когда звонят не просто команда ,скажем, города какого-то, а звонит сам мэр. Люди хотят именно скульптурные изображения в исполнение бронзы. Бронза – вечный материал.
Михаил: Но льете вы не в Красноярске?
Константин Зинич: Да, отливаю в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Приходится ездить туда.
Михаил: То есть сам проекты вы здесь делаете?
Константин Зинич: Сами проекты делаем. Здесь лепим, формуем в гипсе и гипсовые модели отправляем туда на литье.
Михаил: Расскажите про Сочи.
Константин Зинич: Ну, в данный момент делаю туда сейчас несколько проектов. Проекта 3-4. Сейчас они идут на обсуждение.
Михаил: Ну есть же два варианта пути, я так понимаю, да? Когда творческий человек что-то, что называется, придумал, сделал и предлагает это. И второй вариант, когда к творческому человеку приходят и говорят – вот что-то хотим, сами не можем понять, что хотим. Вот как сейчас, в наше время ставят задания?
Константин Зинич: У меня был такой случай. Позвонили мне из города Читы, пригласили. Сказали, что они не знают, чего хотят. Но новый микрорайон. Приехал туда, буквально полдня походил. В итоге летом мы открыли там фонтан, дельфин, девочка на камушке.
Михаил: Есть у вас какая-то специализация? То есть, что вам, может быть, удобнее, приятнее делать: фонтаны, скульптуры, памятники?
Константин Зинич: Конечно, тут все зависит от тему. Прежде чем начинать работать над какой-то темой, естественно, заглядываешь в интернет и смотришь, что-то есть, нет подобное, чтобы не повториться. Когда уже просмотрел, вот это есть, вот это есть и делаешь уже что-то свое.
Михаил: Очень важно не повториться.
Константин Зинич: Да, очень важно.
Михаил: Я, если не ошибаюсь, в одном из ваших интервью читал, что у вас была идея в Красноярске сделать парк скульптур.
Константин Зинич: Да, это было лет 10 назад.
Михаил: И эта идея еще есть?
Константин Зинич: Да, это идея еще есть и она осуществится, потому что нам даже уже выделяли землю Как раз там, где культурно-исторический центр, там как раз тема продолжения. Что-то из камня, что-то из металла. И, конечно, каждый год по 2-3скульптуры будет появляться.
Михаил: А как вы предполагали, это будет какие-то сменные скульптуры, или наполняться будет. Это молодые будут скульпторы?
Константин Зинич: От молодых, начинающих до более таких взрослых поколений. К сожалению, у нас Академия художеств спит, не работает. Поэтому надо что-то делать. Вот у нас набережная Енисея, начиная от комбайнового завода там, где начинается парковая зона, и вот все сюда, ближе к Огням – это все можно продолжать. Очень большой объем, можно сказать, пространства. Есть необходимость какой-то организации. Может быть, Союза Скульпторов. Все время я пытался собрать и объединиться, но, к сожалению, пока еще, видно, не то время. Не могут они как-то собраться. Но, по-видимому, это все равно произойдет.
Каждый художник, каждый скульптор тему для своих работ берет из детства. У меня очень много работ, к примеру, фонтан детства на «Баджей» - мальчик такой. Это детство. И оно искренне. Не надо ничего придумывать. Надо все брать из жизни. А Дети Блокадного Ленинграда – позировали дети мои. Я из одевал в эти одежды. Находил, где-то на рынке приобретал, де-то валенки поношенные. Конечно, я сперва их лепил в натуральную величину. А потом без них уже создавал образ детей того времени. То есть это уже художественная позиция. Недетские проблемы времени Войны.
Конечно, сейчас много звонков из других городов: «Нам понравился вон тот памятник. Не хотите ли что-то подобное сделать в Ленинградской области?». Очень много откликов бывает по "Адаму и Еве". Самая большая последняя работа в Красноярске – Пушкин и Наталья Гончарова. Тоже есть предложения в других городах. Тоже хотят Пушкина и Наталью Гончарову. Я для них тему развил. Скажем, есть у меня Пушкин в городе Абакане
Михаил: Там не просто Пушкин, да? Там герои сказок?
Константин Зинич: Да, я им просто тему развил. Давайте сделаем пространство для детей. И вот там по сказкам Пушкина отлиты Кот Ученый, Царевна-Лягушка, Царевна-Лебедь.
Михаил: Сразу, как Лужкова убрали, первое, о чем заговорили, это о сносе всего, что сделал Церетели в Москве. Хотелось бы, чтобы вы, как специалист, тоже что-то об этом сказали.
Константин Зинич: Конечно, я бы не хотел, чтобы то, что он создал, убиралось. Как оно есть пусть останется – это история. Я отношусь к этому человеку с уважением. Человек, который поднял. Было же время, Перестройка, Академия Художества в таком состоянии была нищенском и он нашел возможность как-то это все восстановить. И благодаря, может быть, ему это все сейчас сохранилось. Его произведения стоят же и заграницей, и везде. Я помню, когда мы увеличивали «Командор Резанова», а увеличивали «Командор Резанова» как раз у него в цехе. И он пришел в цех, общался, разговаривал: что это? Где? Куда? Я говорю – в Красноярск. Сказал, что хорошая скульптура и еще пошутил, мол, давай сделаем метров 30 и в Америку поставим.
Идея и применение это идеи, как будет смотреться – это все надо рассчитывать, за и против. Пространство, в которое ты входишь, должно гармонировать с тем, что ты создаешь. Если, конечно, пространство большое, может быть, чтобы скульптура держала центр, как например Резанов. Что касается парковой – 2 метра - это максимум. Она должна быть народной, человечной, чтобы человек пришел, сфотографировался. Она жить должна среди людей. Где-нибудь в другом городе когда бываешь, – у вас Красноярск – город фонтанов, город скульптур, это так интересно, мы хотим туда поехать, хоть просто на несколько дней.
Михаил: Ну, очень красивая точка у нас вами получается. Спасибо Вам большею Крайне приятно было с вами пообщаться. Удачи Вам!