Митинг против завода ферросплавов - смешанные чувства
Конечно, хорошо, что людям небезразлична судьба родного города, и они готовы выйти на улицы, чтобы доказать это. При этом люди не пытаются самостоятельно разобраться в проблеме и не отличают росказни знакомых от внушающих доверия источников.
Как вы наверное уже поняли, от всей этой истории с народным бунтом против завода ферросплавов я получаю смешанные эмоции, в которых восторг не является преобладающей. Курс на полный запрет какого-либо завода, не взирая на реальные показатели его воздействия на окружающую среду, кажется мне ошибочным. Особенно впечатлило появившееся на стене официальной "ВКонтактной" группы завода извещение следующего содержания: «Никто не читает или не соблюдает правила общения в группе vkontakte.ru/topic-29666723_25503683, тем самым подрывая работу группы и создавая проблемы на пути движения к намеченной цели "Запрет строительства заводов 1-3 классов экологической опасности».
Третий класс, чтобы вы знали, это, к примеру, птицефабрики и мастерские художественной ковки. Так что на митинг я хотя и пошёл (не мог же я пропустить такое событие), но ничего хорошего не ожидал. Признаюсь, отчасти мой пессимизм не оправдался, однако начнём с начала.
Уже на подъезде к Коммунальному мосту из-за автомобилей с чёрно-жёлтыми наклейками заводопротивников образовалась небольшая пробка. Приезжать на экологический митинг на автомобиле - это, видимо, ноу-хау красноярских зелёных. Однако, если оставить мелкие придирки, митинг даже издалека выглядел впечатляюще: флаги, шары, толпа народа и оглушающий даже стоящих на мосту полицейских крик «Нет заводу!». Всего на площади было около двух тысяч человек, точнее, оценить сложно, так как к митингу и от митинга постоянно двигалось примерно одинаковое количество людей. Мимо сновали волонтёры, собиравшие подписи против завода и раздававшие наклейки с символикой. По дороге на проходящих периодически нападали активисты политических партий. На митинг их не пустили, а пропустить такое скопление потенциального электората было выше их сил, поэтому избирателя окучивали налету, всовывая партийные газеты.
У самого моста пиратствовало КПРФ, чуть поодаль, укутавшись сине-жёлтыми флагами, стояли понурые жириновцы. Надо отдать должное организаторам, отсев разнообразных политиканов и прочих любителей пиариться нахаляву ими осуществлялся достаточно успешно. На моих глазах был нейтрализован пробиравшийся на сцену господин Потылицын, который даже в сложенном состоянии призывал собравшихся к «Русскому маршу».
Остальная публика была весьма разнообразна: были молодые пары с детьми, были сомнительные молодые люди, были и обязательные для таких мероприятий бабушки и вполне интеллигентные женщины с внешностью школьных учителей. Многие были облеплены антиферросплавной символикой, и обвязаны противозаводскими лентами жёлтого цвета.
Настроение было скорее праздничным, нежели протестным, люди приветливо улыбались друг другу и искренне радовались возможности публично выразить своё мнение. В толпе мне встретился знакомый - хороший и вполне искренний человек. «Ну как тебе?», - спросил он с подъемом. «Да так», - ответил я. - Послушай, что они говорят». «Да какая разница, главное, чтобы говорили», - ответил он, и радостно понёсся дальше.
Увы, с этим я согласиться не могу, поэтому перейду к тому, за что получаю свои 30 серебренников, чечевичную похлёбку и премию имени Павлика Морозова. Говорили со сцены полную чушь. Говорили про радиус поражения в 100 километров, про налоги на Кипр и про "все помрём". Первый повод не корректен, второй - просто неправда, третий не вызывает возражений, но едва ли имеет отношение к заводу.
Вообще чувство вкуса организаторов митинга временами подводило. В частности, в один прекрасный момент на сцену вышла девочка лет девяти, которая срывающимся от волнения голосом рассказала о том, что она приехала из Норильска, спасаясь от ужасной экологии, и теперь, если завод построят, уедет и из Красноярска, иначе её ждёт жуткая смерть от ферромарганца. Согласитесь, это уже перебор.
Лично меня особенно впечатлил ведущий, который заявил следующее: «Господин директор завода, выступая по телевидению, заявил, что мы в этом ничего не понимаем. Он не учёл, что мы живём в эпоху Интернета, и каждый через полчаса знает столько же, сколько он узнал за всю жизнь». Сильно, что и говорить. Люди в толпе на вопрос - откуда они знают об ферроужасе, отвечали, что основной источник - рассказы знакомых, Интернет-группы против завода и телевидение. При этом все повторяли сказку про 100 километров и термин «завод-убийца». Более рациональных аргументов лично я так и не услышал. Потолкавшись на митинге около часа и поговорив с пришедшими, я собрался домой.
Покидал я митинг с не менее смешанными чувствами. Конечно, хорошо, что людям небезразлична судьба родного города, и они готовы выйти на улицы, чтобы доказать это. При этом люди не пытаются самостоятельно разобраться в проблеме и не отличают росказни знакомых от внушающих доверия источников. Хотя, может, знакомый был прав, может, лучше такая активность, чем никакой.