Красноярские наблюдатели на выборах президента России
В ответ на критику крайизбиркома в адрес Школы наблюдателей хочу сказать, что во многих случаях наши наблюдатели оказались грамотнее членов УИКов.
Выборы прошли, можно подвести некоторые итоги. В день голосования из штаба Михаила Прохорова мы координировали действия более 300 наблюдателей и членов участковых комиссий с правом совещательного голоса. В основном это были те, кто прошли обучение в Школе наблюдателей (совместный проект организации «Город без вранья» и Лиги избирателей).
В ответ на критику крайизбиркома в адрес Школы наблюдателей хочу сказать, что во многих случаях наши наблюдатели оказались грамотнее членов УИКов. К примеру, на участке № 294 комиссия впервые узнала о том, что для голосования военнослужащих необходим приказ командира воинской части. И таких примеров было множество. Не говоря уже о самом подсчете голосов, когда наблюдатели вынуждены были разъяснять членам комиссии предусмотренную законодательством последовательность действий. Впервые на участки наблюдатели пришли не отсиживаться, а выполнять свой гражданский долг.
Поэтому практически повсеместно члены УИКов встретили наших наблюдателей в штыки. Вопреки разъяснениям ЦИК РФ и крайизбиркома им запрещали фото- и видеосъемку. Пытались ограничить их в перемещениях по участку. Хотели уехать без них на выездное голосование и т. п. Тем не менее мы продержались практически до финала. Только на одном участке № 266 член комиссии с правом совещательного голоса был удален, а на участке № 452 комиссия в процессе подсчета голосов закрылась от наблюдателя.
Что касается удаления наблюдателя. На это участок я выезжал лично. Претензия председателя комиссии состояла в том, что наблюдатель оказывает психологическое давление самим фактом своего присутствия. Председатель вела себя не совсем адекватно, в частности, прыгала перед наблюдателем, пыталась закрыть ему глаза ладошками.
Теоретически можно попытаться итоги выборов по этим участкам отменить, но особого смысла в этом нет, поскольку на распределение голосов в процентах за кандидатов это не повлияет.
В целом каких-либо критических нарушений, позволяющий оспорить итоги подсчета голосов по Красноярску, наблюдатели не нашли. Спугнули пару групп, похожих на «карусельщиков». Обнаружили нарушение, когда за избирателя на участке уже расписались. На этот УИК тут же приехал руководитель оперативного штаба полиции по сопровождению выборов.
Однако вскрылись другие проблемы. Первая, как я уже сказал, — повальная неграмотность членов УИКов, в результате которой пострадало много граждан. К примеру, в 20-й больнице в списках оказалось всего 174 человека из почти тысячи, находящихся на лечении. А остальным даже не было разъяснено, что заявление о включении в список надо было писать накануне. В итоге почти сотню сознательных граждан просто отправили с участка. С этой историей нам еще предстоит разбираться.
Вторая проблема — крайне некачественно составленные списки избирателей. Люди приходили на участки и возмущались, что они живут по конкретному адресу по 5 лет, постоянно ходят голосовать, а их до сих пор нет в списках. И наоборот, в списках есть люди, чьи дома уже давно снесены.
Ответственность за этот бардак несет администрация города, которой этот вопрос мы непременно адресуем.
Третье — наличие в выборном законодательстве ряда пробелов. К примеру, обязанность в случае временной регистрации написать заявление в УИК за 3 дня, а в иных случаях, когда нет открепительного, не позднее дня голосования. Подобная норма не помешала, кстати, проголосовать студентам СФУ, которые, как выяснилось, заблаговременно запаслись открепительными. Это мы выяснили при выезде на университетский участок, где наблюдатель обнаружил, что по открепительным голосует больше народу, чем по спискам.
Четвертое — недостаточной техническое оснащение комиссий. Вроде мы живем в XXI веке, а УИКи до сих пор решают вопросы по телефону. Ради эксперимента наш наблюдатель без регистрации проголосовал два раз в разных муниципальных образованиях. Такое оказывается возможным, потому что его данные вносятся не в компьютер, а сообщаются по телефону в ТИК. Для выездного голосования у комиссий просто не хватало транспорта, в итоге, как и обещал нам крайизбирком, дома смогли проголосовать не все желающие.
Это пока краткие итоги. После сбора всей информации мы подготовим расширенный доклад с конкретными предложениями.
Пару хороших слов хочется сказать и о наблюдателях от ассоциации юристов России. Судя по информации на сайте pravo.ru, они тоже постарались выполнить свой гражданский долг достойно.
К сожалению, результат голосования оказался не такой, как нам хотелось бы. Но мы сделали что могли. Спасибо всем, кто был с нами в этот день.