Травиата
...Она прожила несколько жизней. Первая промелькнула ослепительно и быстротечно (Мари Дюплесси), другая воплотилась на страницах романа Александра Дюма-сына (Маргарита Готье). А третья жизнь красавицы (уже под именем Виолетты Валери) подарена ей гениальной музыкой Джузеппе Верди и продолжается второе столетие.
La Traviata — падшая, заблудшая (итал.)
...Она прожила несколько жизней. Первая промелькнула ослепительно и быстротечно (Мари Дюплесси), другая воплотилась на страницах романа Александра Дюма-сына (Маргарита Готье). А третья жизнь красавицы (уже под именем Виолетты Валери) подарена ей гениальной музыкой Джузеппе Верди и продолжается второе столетие.
В сороковых годах прошлого века имя Мари Дюплесси было широко известно парижанам. Редкая красота, природный ум и обаяние молодой девушки помогли ей стать одной из самых модных звезд парижского полусвета. Среди ее многочисленных поклонников были композитор Ф. Лист, поэт Т. Готье. История любви Мари Дюплесси и молодого начинающего литератора Александра Дюма-сына послужила основой для романа "Дама с камелиями". Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывает настояниям его отца — прославленного автора "Трех мушкетеров". Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году, не достигнув и двадцати пяти лет. Роман «Дама с камелиями» наделал много шума в свете, в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале склонны были видеть самого автора.
Вскоре на основе романа Дюма написал пьесу. Состоявшаяся в 1852 году премьера имела шумный успех. Пьеса обошла все страны Европы.
На парижской премьере «Дамы с камелиями» присутствовал Джузеппе Верди. Пьеса произвела на него сильное впечатление. У композитора рождается дерзкий замысел создания оригинальной оперы на этот современный сюжет. Для работы привлекается один из лучших либреттистов того времени — Ф. Пьяве. Однако премьера оперы, состоявшаяся 6 марта 1853 года на сцене венецианского театра «Ла Фениче», завершилась скандальным провалом. «Травиата» вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов? ...время рассудит», — писал Верди после премьеры.
Уже через год, поставленная в другом венецианском театре, «Травиата» имела огромный успех и за несколько лет, обойдя ведущие оперные сцены Европы, навсегда закрепилась в репертуаре. Когда Дюма познакомился с оперой Верди, он воскликнул: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».