Суд по ферросплавному заводу проигран: кто виноват и что делать?
На мой взгляд, не хватило главного аргумента - закона края, который предусмотрел бы порядок учета мнения населения в ходе принятия решений о строительстве объектов высокого класса опасности.
В пятницу, 23 марта, арбитражный суд Красноярского края удовлетворил в полном объеме требования ЧЕК-СУ.ВК. То есть, признал отказ администрации Емельяновского района выдать разрешение на строительство ЕФЗ незаконным и обязал выдать соответствующее разрешение.
Пока опубликована только резолютивная часть решения суда. Мотивировочную часть решения суда мы скоро увидим. Но уже сейчас понятно, что стратегия ответчика, направленная на критику проекта ЕФЗ не сработала. О чем собственно активисты группы "Красноярск против ЕФЗ" талдычили несколько месяцев. Говоря, что вероятность признания незаконным отказа выдать разрешение на строительство ЕФЗ достаточно высока, и нужно создавать дополнительные аргументы, которые могли бы исключить удовлетворение второго требования ЧЕК-СУ. Справедливости ради отмечу, что частично эти рекомендации были учтены. Во-первых, в Шуваевском сельсовете были приняты правила планировки и застройки части территории, предусматривающие запрет строительства предприятий, выбросы которых относятся к 1-2 классу опасности.
Во-вторых, Емельяновской администрацией были отменены градостроительные планы, на основании которых разрабатывался проект ЕФЗ.
Почему же решение суда оказалось итоге в пользу ЧЕК-СУ? На мой взгляд, не хватило главного аргумента - закона края, который предусмотрел бы порядок учета мнения населения в ходе принятия решений о строительстве объектов высокого класса опасности.
Требование принять такой закон было основным на митинге, организованном противниками завода 30 октября прошлого года.
О необходимости принятия антиферрославного закона говорил и Губернатор Красноярского края еще в декабре месяце.
Однако до сегодняшнего дня нет не только закона, но даже его официально внесенного проекта. Первые высказывания ЗС относительно завода датируются началом октября.
Прошло почти пять месяцев, а никаких результатов работы ЗС мы не увидели. За это время Губернатор успел расторгнуть договор с ЧЕК-ЧУ.ВК, Шуваевский сельсовет сумел разработать, обсудить на слушаниях и принять решение о планировке и застройке территории, проект антиферросплавного закона попытались разработать депутаты городского Совета.
Чем же все это время занималось Законодательное Собрание? Сначала нам обещали провести некие слушания, которые были анонсированы как панацея от строительства.
Правда, при этом представители ЗС забыли пояснить, что никакой юридической силы эти слушания иметь не будут. Что наглядно было продемонстрировано в Центральном районном суде, где рассматривался вопрос о неисполнении резолюции по результатам слушаний 2008 года "Основные направления экологической политики в Красноярском крае на 2009-2011 годы" в части непринятия закона об общественной экологической экспертизе. Там юристы ЗС заявили, что написание законов - творческий процесс, и поэтому за три года нужный закон не был написан.
А речь шла именно о том законе, который мог бы предотвратить строительство ЕФЗ. Так что отчет работы ЗС надо вести не с октября 2011 года, а с декабря 2008 года. Затем в феврале депутаты неожиданно заявили, что слушаний по заводу ферросплавов не будет, а созданная по проблеме завода группа переформатируется и будет заниматься разработкой законодательной базы. В результате единственным итогом деятельности рабочей группы стало избрание ее руководителем Виктора Зубарева. Ни краевого экологического закона, ни комплекса предложений по внесению изменений в федеральное законодательство мы не получили.
Собственно, сухой остаток из сказанного: принять закон об общественном контроле за строительством экологически опасных объектов еще не поздно. Вполне можно успеть и до рассмотрения дела в апелляции. Уверен, что этот аргумент окажется существенным и для суда, и для администрации Емельяновского района, куда при худшем раскладе ЧЕК-СУ принесет исполнительный лист. И что не менее важно, этот закон будет распространяться и на все другие возможные проекты строительства, которые могут возникнуть в будущем.