Что читать, смотреть и слушать. Галустян без пропеллера и журналисты-революционеры
Культурные впечатления с 19 по 26 марта
Культурные впечатления с 19 по 26 марта
Лучшие сборы и худший фильм
Рекордные сборы недели, скорее всего, будут у «Голодных игр» - экранизации очень известной (но не у российского читателя) книги Сюзанны Коллинз. Фильм на популярную тему: опять телешоу в некоем тоталитарном будущем, в котором участникам предстоит убивать друг друга в прямом эфире, а победа достанется последнему из выживших. Сколько уж лент про это снято: от «Бегущего человека» со Шварценеггером до относительно недавней «Королевской битвы». «Голодные игры» - далеко не худший образец жанра. На заброшенный остров отправляют две дюжины девушек и юношей, которые будут в течение двух часов экранного времени убивать друг друга самыми разными способами. Похуже «Королевской битвы», но получилось занимательно. К тому же музыку к фильму написал Джейсон Ховард (автор музыки к последним фильмам о Бэтмене), а сценарий предложили писать самой Коллинз. Кстати, книгу «Голодные игры» назвал среди своих любимых сам великий Стивен Кинг, у которого, кстати, тоже есть кое-что написанное на тему «шоу до последнего выжившего» - ранняя повесть «Долгая прогулка». Которую все собираются экранизировать, которую все никак не могут экранизировать. Когда сделают, это будет картина посильнее «Голодных игр». Кто читал «Прогулку», согласится.
Худший же фильм недели - это, конечно, «Тот самый Карлосон» Сарика Андреасяна. Думаю, фильм рискует стать самой дурацкой российской премьерой, а сам Андреасян может получить малопочетный титул короля российского трэша. До этого он отметился ремейком «Служебного романа» с Ходченковой и Зеленским, а также жутким фильмом «Беременный», где Дмитрий Дюжев в курчавом парике натужно изображал родовые муки. На этот раз объектом вивисекции стала детская сказка о Карлсоне, который живет на крыше. Правда, в отличие от первоисточника, Карлсону добавили лишнюю букву «о» в фамилию (видимо, чтобы избежать исков о нарушении авторских прав), лишили его пропеллера, зато приделали огромные уши. Вдобавок играет Карлосона Михаил Галустян, который, может быть, хороший комик для телевизионных скетчей, но выдержать его ужимки на протяжении двух часов экранного времени — испытание то еще. Вполне допускаю, что «Карлосон» станет самой дурацкой российской премьерой года, а то, что это один из самых ругаемых фильмов из мартовской киноафиши, и так понятно, достаточно заглянуть на кинофорумы.
Книжные новинки
Переходим к новым книжкам. Издательство «Лимбус-пресс» представило новинку — роман «Год крысы» Павла Верещагина. Сначала подумал, что Павел Верещагин — это такой псевдоним (Павел Арсентьевич Верещагин — это же таможенник из «Белого солнца пустыни», тот самый, которому «за державу обидно»), и что под этим псевдонимом пишет кто-нибудь из мастеров плутовского романа, Илья Бояшов или, скажем, Алексей Слаповский. Ан нет — оказалось, автора действительно зовут Павел Верещагин, у него даже блог свой есть. А «Год крысы» - произведение примечательное. Этакая сатирическая фантасмагория на темы российской жизни. Якобы в Питере люди нашли способ легкого заработка — толкать немцам крашеный сурик под видом дефицитного аммонита. Но чем больше людей на этом зарабатывают, тем больше вокруг крыс. И вскоре становится понятно, что либо крысы сожрут людей, либо люди научатся зарабатывать деньги честным способом. Немного напоминает романы Стивена Кинга, только у Кинга нет таких трогательных персонажей, как Верещагина. Например, девочка, которая уверена, что ее пропавший отец на самом деле работает разведчиком в далекой стране. Или потешного немца, который страдает от российских реалий и мечтает вернуться в фатерлянд к Рождеству... Удивительный эффект от книги Верещагина: основные действующие персонажи там крысы, негодяи и разные не очень симпатичные личности, но «Год крысы» при этом книжка жизнерадостная и веселая.
А журналист Валерий Панюшкин написал книгу «Восстание потребителей», вышла она в издательстве «Астрель». Журналисты у нас теперь часто пишут о революциях. Пару лет назад собкор «Новой газеты» во Владивостоке Василий Авченко написал о «праворульной революции» - как японские машины с правым рулем изменили экономику целого региона. Теперь Панюшкин написал о революции потребительской — как возможность купить все и без очереди превратила советского человека в идейного потребителя. И про общество, в котором главными становятся не политики, а те, кто умеет продавать — рекламщики и маркетологи. Не самая свежая мысль, но Панюшкин есть Панюшкин: «Восстание потребителей» следует читать ради его снайперски точных наблюдений и отточенных формулировок.
Коротко о музыке
О впечатлениях музыкальных говорить почти нечего. Стали известны даты российских гастролей группы Garbage — причем в Россию они приедут представлять новый альбом Blood for Poppies, выход которого назначен на середину мая. Мадонна засветилась в небольшом скандале: ее новую песню, выложенную на ютубе, сильно разругали, а тут подоспела премьера новой пластинки, название — MDNA, но о ней в следующий раз. Самое обсуждаемое событие — возвращение героев электронной сцены Orbital с новым альбомом после десятилетнего молчания. И Джефф Барроу из Portishead активизировался, пишет новые песни — причем со звездами хип-хопа. А активнее всего люди скачивают дебютный альбом группы со странным названием Rocket Juice and the Moon, представляющей собой совместный проект Дэмона Албарна из Blur и Фли из Red Hot Chili Peppers.