Что читать, смотреть и слушать. Эдгар По, охотник на маньяков
Культурные впечатления третьей недели апреля, с 16 по 22 число.
Начнем, как водится, с кино. Среди громких премьер недели сразу несколько экранизаций. «Милый друг» - шестая, кажется, по счету экранизация романа Ги де Мопассана, и самая, судя по отзывам критиков, политкорректная. Напомню, что в романе рассказана история успеха некоего Жоржа Дюруа, оборотистого провинциала, который делает карьеру через постели влиятельных женщин. Мопассан писал «Милого друга» как злую социальную сатиру, теперь же сатирический пафос выветрился, и осталась история человека, который для достижения своих целей использует простительные женские слабости. Главной фишкой фильма было участие Роберта Паттинсона. Этому парню явно везет с экранизациями: культовым актером он стал после того как сыграл в «Сумерках» по романам Стефани Майерс, теперь вот - «Милый друг», и у фильма есть все шансы попасть в конкурсную программу 62-го Берлинского фестиваля. Есть смысл посмотреть. Во-всяком случае, сюжет романа Мопассана авторы сохранили в неприкосновенности.
Еще одна экранизация - «Вспоминая всех моих грустных шлюх», в «Доме кино» будет идти еще несколько фильм. Экранизация романа Габриэля Гарсиа Маркеса, написанного десять лет назад. Тогда и роман колумбийского классика вызвал небольшую критическую бурю: история престарелого журналиста, который хочет в день своего 90-летия переспать с юной девственницей, уже сама по себе является вызовом консервативным семейным ценностям. Фильм вряд ли вызовет скандал, поскольку книге Маркеса повезло с режиссером. Датчанин Хеннинг Карлсен, сам человек весьма пожилой (он снимает фильмы с середины 50-х годов), сосредоточился не на сексуальных фантазиях старца-журналиста, а на рассказе о том, каково это — встречать старость, отмечать свои 90, когда все твои ровесники уже давно ждут тебя в лучшем из миров. Получился очень трогательный, печальный, проникновенный, какой-то даже камерный фильм. Красивая и умная мелодрама, в которой неожиданно блеснула Джеральдина Чаплин в роли Розы Кабакосы, парализованной содержательницы притона. Хотя тут такой случай: все-таки лучше прочесть роман Маркеса, экранизация Хеннинга Карлсена к знанию романа практически ничего не добавляет. Добротная работа, не более.
Фильм «Ворон» Джеймса Мактига — не прямая экранизация, хотя как сказать. Главным героем фильма авторы решили сделать писателя Эдгара По, у которого похитили невесту, и неведомый злодей подбрасывает разные изобретательно изуродованные трупы, увечья на которых намекают на произведения самого По. И По приходится вступить в единоборство с маньяком, поскольку лучшего него его произведений никто не знает. Попутно мы узнаем кое-что о таких рассказах По как «Низвержение в Мальмстрем», «Сердце-обличитель», «Колодец и маятник», «Бочонок амонтильядо», да и само название фильма — это название самого известного стихотворения Эдгара По. Не могу сказать, что «Ворон» - самый лучший фильм из всех, что я видел. Хороший, выдержанный в рамках жанра триллер с «литературной» подкладкой, изобретательный сюжет, неплох Джон Кьюсак в роли писателя По. Если кто-то из тех, кто посмотрит фильм, снимет с полки томик рассказов По — можно сказать, что авторы своей цели достигли.
Кстати о новых книгах. В книжных появилась «Восьмерка» - сборник повестей Захара Прилепина (кстати, Прилепин же в этом году сочинял и текст для «Тотального диктанта»). «Восьмерка» возвращает нас к привычному Прилепину — реалисту, живописующему мерзости современной российской действительности. Видимо, попытка написать некую фантасмагорию, которую писатель предпринял в предыдущем романе «Черная обезьяна», все-таки не имела успеха ни у критиков, ни у читателей, и Прилепин вернулся к более понятным сюжетам и персонажам — провинциальным пацанам и девкам, которые не стали офисным планктоном, не заработали много денег, но тем не менее их жизнь полна интересных событий и своеобразных (сами прочтете — увидите) суждений.
Фото: кадр из фильма "Милый друг"