О городах и весях. Хорватия
Хорватия похожа на круассан. Один кончик обмакнули в Адриатическое море, другой уперся в Боснию, Венгрию и Словению. А вокруг изрезанных берегов рассыпано множество «крошек»-островков, их здесь около тысячи!
Хорватия похожа на круассан. Один кончик обмакнули в Адриатическое море, другой уперся в Боснию, Венгрию и Словению. А вокруг изрезанных берегов рассыпано множество «крошек»-островков, их здесь около тысячи!
Хорватия считается одной из самых чистых стран на планете, здесь находится множество объектов, защищаемых ЮНЕСКО. И чистота ощущается сиюминутно по прибытию. Море, хвоя, луговые травы – смесь запахов мигом вытесняет из легких горожанина привычную гарь. Воздух настолько вкусен, что его хочется есть ложечкой. Экологичность характерна для всей страны, речь не только о провинциях. И не удивительно: в Хорватии загазованных мегаполисов попросту нет. Самый крупный населенный пункт, столица Загреб, не насчитывает и миллиона жителей.
Провинциальные города тем более игрушечные, все камерное и уютное, и уже на третий день пребывания начинаешь здороваться с прохожими на улице. Хорваты крайне доброжелательно относятся к русским, помня о полутысячелетнем владычестве Османской империи, освободиться из которого им помогли братья-славяне. «Братья русские», «подобно подсолнуху, мы поворачивались лицом к солнцу, к России» - столь нежные и неожиданные признания сопровождали всю поездку. И столь радушное, душевное отношение с лихвой компенсирует порой несовершенный туристический сервис. Впрочем! На хорватском побережье много и высококлассных отелей, при желании и возможности можно заселиться и туда. Но существуют некоторые нюансы.
Так, излюбленная многими система «всё включено» не особенно распространена, а песок на побережье не встретишь, пляжи обычно представляют собой или забетонированную платформу с лесенкой в море, или это попросту скалы, по которым как броуновские частицы носятся малехонькие крабы. Поэтому в чемодан надо положить специальные тапочки для плаванья.
Жить здорово и в «домашних» отелях, где хозяин сам себе и жнец, и на дуде игрец. Благо, таких много. Любиша и ее муж Павло держат в своем доме гостевые комнаты. Сами готовят постояльцам завтраки – свежевыжатый апельсиновый, сыр, омлет, овощи. А вечером Любиша открывает двери небольшого магазинчика, расположенного на первом этаже. Там продается приятная туристическая мелочь – открытки, магнитики. Она усаживается у порога и живо вяжет крючком. Подумать только: для них это каждодевность, быт. А для меня, неизбалованной теплом в Сибири – будто картинка из какой-то романтической книги. Сами люди тоже хороши, и это неудивительно: в них смешались славянская и итальянская кровь. Павло похож на пирата в лучших традициях кино. Статный высокий мужчина, седые кудри красиво оттеняют загорелое обветренное лицо.
В вечерние часы, когда спадает жара, не только наша Любиша вытаскивает на улицу стульчик. Значительная часть жизни происходит на улицах. Детвора пускает солнечных зайчиков, кошки нежатся в мягких вечерних лучах, старики читают газеты, владельцы лавок зазывают туристов к себе. Типично, когда на первом этаже человек держит магазинчик или кафе, а на втором живет сам.
Переулки Хорватии наполнены итальянским духом: какое-то время адриатическое побережье принадлежало стране-«сапожку», и это нанесло отпечаток на архитектуру и атмосферу приморских городов. В Ровине, Дубровнике, Сплите и Порече сохранились целые кварталы в итальянском стиле. Желтая брусчатка, отполированная тысячами подошв, высокие деревянные ставни, которые закрывают каждый раз на ночь. Хотя есть ли в этом необходимость – вопрос. Интерпол признал Хорватию самой безопасной и некриминальной страной Европы.
Чтобы лучше осмотреться, надо устроить велопрогулку! Бюро проката работают чуть ли не на каждом углу, и в залог не берут ничего, только спрашивают имя и фамилию. Социальные отношения построены на принципе доверия: даже в общественном транспорте нет контролеров. Не купил билет – останется на твоей же совести. Крутишь колеса вдоль залива и видишь множество чаек. Хотя наблюдать их можно не только на берегу, они везде. Нахальные желтоклювы даже украдкой стягивают куски со столов уличных ресторанчиков. Интересно заглянуть в подворотни и дворы. Там может оказаться дом, полностью увитый хмелем или плющом, или, скажем, колодец, построенный в 15-м веке. Или галерея, керамическая ли, ювелирная ли – Хорватия богата мастерами-ремесленниками.
А вот в столице страны основной способ передвижения – другой. Синие трамваи. Причем выбрать «рогатого» можно на любой вкус. Имеются как старые-скрипучие, так футуристические, на удивление комфортабельные внутри, тихие и быстрые. Последние производят еще и для экспорта, в частности, хорватские трамвайчики ходят по рельсам Канады. Автобусов практически нет, разве что на самых окраинах.
Загреб – город почти с тысячелетней историей. Но точности ради нужно отметить, что раньше Загреб состоял из двух частей, мини-городков Капитол и Градец. В первом жили духовники, во втором – ремесленники и купцы. Как положено настоящим соседям, друг друга эти люди не любили и часто воевали. Далеко добираться не требовалось, соседей разделял всего лишь мост через небольшую речку. На нем как раз и происходили кровавые битвы. А путешественники, приезжающие в хорватскую столицу, первым делом отправляются на территорию церковного Капитола, именно так стоит главная достопримечательность – церковь святого Стефана.
С этим храмом связана забавная история. Люстры в храм привезли из… из Лас-Вегаса. Американское казино «Цезарь» перед тем, как закрыться, стало распродавать предметы интерьера, и шикарные золоченые люстры прекрасно подошли под убранство церкви. Главы храма прикупили их по низкой цене, освятили, и теперь благочестивым прихожанам светят вот такие богатые конструкции, служившие ранее в царстве азарта и порока.
Восьмое чудо света – Плитвицкие озера. И пусть из городка, где мы жили, пришлось проделать до них девятичасовой путь, мы не пожалели ни секунды. Плитвице – национальный природный парк с десятками водопадов и озер. Воды обрамлены буковыми и хвойными лесами. По праву Плитвице считаются визитной карточкой Хорватии.
Озера расположены в виде лесенки, связывают более 90 водопадов. Здесь соблюдается идеальная чистота, и это прекрасно видно: воды настолько прозрачны, что четко просматриваются малейшие камушки на дне, даже на глубине 5-6 метров. Плавнички и хвосты обитающей в озерах рыбы можно тоже разглядеть в деталях.
Общая площадь заповедника – 30 тысяч гектаров, однако большая часть недоступна для туристов, поскольку является заповедной зоной, где находиться могут только егери. Для гостей же есть специальные маршруты, по которым можно передвигаться, и билеты здесь продают сразу на два дня, поскольку за день невозможно изучить всю красоту и разнообразие озер. Средства от продажи билетов тратятся на поддержание и сохранение парка. Транспорт используется исключительно экологически чистый: электромобили и кораблики на электрической тяге.
Однако отношение к природному чуду далеко не всегда было таким трепетным. В 17 веке это место называли «Садами Дьявола», а в 1991 году на территории Плитвице погибло много людей: именно здесь случилась Плитвицкая Кровавая Пасха, один из эпизодов трагической Югославской войны.
Озера уникальны не только пронзительно-бирюзовым цветом, но и составом вод: из-за обилия карбоната кальция любая веточка, листочек, попадающий в воду, постепенно каменеет. Все здесь журчит, шипит, булькает, плещется, капает, струится, даже в воздухе висят капельки влаги. А вот в самих озерах голубизна неподвижна, как стекло.
Отдельно следует упомянуть местную кухню. Невкусно здесь не бывает. Хотя испортить свежайшую рыбу, согласитесь, сложно. На каждом углу находятся ресторанчики и кабачки, где жарят, парят, варят, маринуют, запекают морскую живность. Кальмары, крабы, лангусты, моллюски, каракатицы, креветки, раки, мидии и бог знает что еще. Сортов рыбы – не счесть! Надо приходить в ресторан и каждый раз выбирать новое. Гастрономический энтузиазм следует направить и на мясо, особенно в почете у хорватов ягнятина и индейка. И, как ни странно, советую пиццу: даже это уже совершенно интернациональное блюдо в этой небольшой, но очень характерной стране делают на свой манер. В настоящей глиняной печи.