"Родина" глазами Суслова
Вот и открылась в Красноярске скандальная Гельмановская «Родина». Правда, с другим куратором и под названием «Неизвестная страна художников», но это все дымовая завеса. Даже бабушки-смотрительницы на вопрос, где тут «Родина», уверенно показывали пальцем на четвертый этаж, подтверждая, что это она самая и есть.
Вот и открылась в Красноярске скандальная Гельмановская «Родина». Правда, с другим куратором и под названием «Неизвестная страна художников», но это все - дымовая завеса. Даже бабушки-смотрительницы на вопрос, где тут «Родина», уверенно показывали пальцем на четвертый этаж, подтверждая, что это она самая и есть.
Официально открытие было назначено на 14.00, но по обычным билетам пускали уже с утра. Я пришел в 13.00, а когда через час отправился на выход, то возле дверей КИЦа уже собралась внушительная толпа журналистов. Признаться, ранее такое количество СМИ я видел только на пресс-конференциях, посвященных крупным катастрофам, итогам выборов или визиту первых лиц государства. Так что спасибо казакам, движению «Суть времени» и прочим ревнителям духовности, не будь вас, красноярцы бы и внимания не обратили на какое-то современное искусство, а так - всеобщий интерес и народу, как на Стасе Михайлове.
Как я уже сказал, работы с «Родины» в основном расположились на четвертом этаже КИЦа. Там я почти час с дотошностью Суслова разглядывал их на предмет крамолы. Дотошность не помогла, крамолы нет. Справедливости ради надо признать, что самую скандальную из работ - «Голубые города» Татьяны Антошиной - в Красноярск привезти так и не решились, нет и нескольких других произведений, но зато в наличии две работы, упомянутые в открытом письме «Такая Родина нам ни к чему» о просьбе запретить выставку.
В частности, скульптура «Портал» в виде гигантского фрагмента хлебной буханки, которая, по словам противников «Родины», является издевательством над «священным куском блокадного хлеба». Не знаю, может быть Глотов, Пащенко, Жуковский и сотоварищи видели другую работу, но ни в скульптуре, ни в комментариях к ней, ничего о блокаде не говорится.
Как объясняет свой замысел автор Анатолий Осмоловкий: «В этой работе я соединил две парадоксально-несовместимые традиции — русскую иконопись и авангард. Считаю, что они находятся на пересечении поп-арта, абстракции и сюрреализма. Основная идея этих работ — симметрия внутри себя. Конечно, здесь мотив иконостаса обыгрывается, но не цитируется, а, скорее, взят в качестве такого момента, от которого отталкивался художник. Конечно, можно говорить о том, что хлеб — это Тело Христово. Но меня в основном интересовал мотив симметрии. Сам по себе хлеб — такая структура, в которой нет ни одной точки, похожей на другую. И в этом смысле, когда ты начинаешь вводить симметрию в эту структуру, то возникают какие-то забавные пересечения, интересные темы и сюжеты».
Я специально привожу этот довольно объемный тест целиком, чтобы все убедились - об оскорблении ветеранов здесь и речи нет.
Что же касается цикла “Времена года”, также вызвавшего возмущение у красноярских защитников нравственности, то на него и вовсе обидеться может только человек, напрочь лишенный иронии. Здоровенный холст представляет собой коллаж из известных произведений русской живописи. Может я, конечно, чего-то не помню, но, кажется, «священными» ни "Девочка с персиками", ни "Охотники на привале", ни "Купание красного коня" пока не являются. Да, на картине есть исторические персонажи, Жуков, Петр, Пушкин, но всерьез задаваться вопросом: «Сумеют ли наши внуки и правнуки отличить после такого великое от обыденного, трагическую судьбу от бытовой сцены?», - просто смешно. Тогда уж надо требовать запрета конфет «Мишка косолапый», как издевательства над творчеством «великого» Шишкина.
Что там ещё? Портрет Путина из факсимиле Медведева и Медведева из автографов Путина? Картина Репина «Заседание государственного совета» с лицами современных политиков? Карта России из скрепленных кусков ткани? Не буду говорить сейчас об их художественной ценности, но оскорбления здесь нет никакого. Так что всем противникам Родины я бы посоветовал все же сходить на выставку и своими глазами убедиться, что над святынями никто не глумился, и обижаться там ровным счетом не на что.
Фото РИА Новости