По ту сторону футбола. "Енисей" - "Рубин". Вопросы?
Тот, кто не рискует не только не пьет изысканных игристых вин, но вообще ведет чрезвычайно скучный, приземленный и «трезвый» образ жизни.
Для начала, я еще разок хочу всех поздравить. Матч с «Рубином» уже стал историей, но помнить его будут очень и очень долго. А возможным столь фантастический вариант развития событий стал по одной логичной причине, просто мы с вами — молодцы и давно заслужили что-то подобное.
Вообще неделька выдалась в духе диснеевских сказок — Семиночень не надолго, но все же перешел в «Сокол», «Енисей» уверенно, с чувством собственного достоинства прошел «Рубин» в Кубке. Жизнь — хороша.
Семина нам еще только предстоит увидеть в деле, так что давайте сейчас про футбол. Намедни, генерируя текст обзорного материала, я пришел к во многом удивительному и не совсем логичному выводу. Наверняка ведь знаете шаблонную фразу - «игра оставила больше вопросов, чем ответов». Применяют ее обычно в негативном контексте, когда игра у команды откровенно не клеится, результат оставляет желать лучшего и просвета на хмуром горизонте отнюдь не видно. Здесь же все иначе: «Енисей» - красавцы, результат фантастический, да и сетка турнира сулит красноярцам не хилые перспективы, вплоть до попадания в полуфинал. А вот все равно, зараза - «игра оставила больше вопросов, чем ответов».
Будучи реалистами, а суровая провинциальная футбольная реальность заставляет быть такими, в преддверии матча с грозным «Рубином», мало кто осмеливался предположить возможный положительный исход. Коллеги журналисты, ознакомившись со стартовым протоколом и мгновенно организовав междусобойчик в ложе прессы во время предматчевой разминки, прямо таки изливались желчью. Будь здоров прошлись практически по всем футболистам из «стартовых 11-ти”. Разве, что старичок Плотников избежал ужасной словесной расправы. Смеялись (разумеется, в игровом смысле) и над новоиспеченным фланговым полузащитником Лебамбой, и над его прямой оборонительной заменой Маргасовым, и над центральным защитником Пьянченко, и над острием копья Чадовым, и над всеми, всеми, всеми. Причем, обидно так смеялись. Чуть позже перешли к воображаемым ставкам, преимущественно на итоговый счет. Самым вероятным исходом поединка оказался счет 0:3, а голы, практически наверняка, должны были влететь в ворота хозяев в стартовые 15-20 минут. Футболистам «Енисея» было бы очень обидно это слышать, тут и гадать нечего. Слава богу, они этого и не услышали. В противном случае, исход матча мог быть совершенно иным.
Самое интересное, что основной причиной усмешек над хозяевами послужили даже не очевидные вынужденные проблемы с составом, а трудно признаваемый факт того, что Александр - наш Алферов, в совершенно не характерной для него манере, пошел на риск. Ох, как же он не любит это дело! 13 матчей чемпионата — ни единой корректировки игровой системы и лишь вынужденные замены в составе. 4-2-3-1 в исполнении красноярцев словно вытаттуировались на газонах ФНЛовских стадионов. По большому счету, в матче с «Рубином» схема так же не претерпела значительных изменений. Вся штука в том, что схема схеме рознь, даже при внешнем сходстве. Смысл и исполнение то совершенно иные. Противорубиновская игровая система не подразумевала бесконечных фланговых проходов Лешонка, зачастую завершающихся безликими прострелами и подачами. И Лешонка не было на поле, и замыкать все это дело было попросту некому.
Риск в футболе — не риск в полном смысле этого слова. Спасти беззащитного котенка из горящего здания, вступить в спор по типу «кто кого перепьет» или поставить последние сто рублей на выездную победу с форой, плетущейся в конце турнирной таблицы с отрицательной разницей забитых — пропущенных мячей, но все же любимой команды — вот, что такое настоящий риск.
В футболе же считается, что тренер рискует, когда ставит того или иного футболиста на непривычную для него позицию, или применяет неожиданную расстановку, или делает еще что-нибудь не характерное для себя и непривычное для соперника. Не думаю, что перед выездным матчем 1/16 Кубка России против красноярского «Енисея», тренерский штаб «Рубина» и Бердыев лично хоть сколько-нибудь серьезно изучал будущего соперника. У них и других дел невпроворот, ну Лига Европы там или сложный выезд в Ростов. Рискованные решения Алферова не были направлены на соперника, они были направлены на собственных футболистов, на новый, доселе невиданный, вызов для закадычных резервистов. Не без доли везения, конечно, но ведь сработало.
Можно сколько угодно долго сетовать на то, что Алферов вовсе не рисковал, иного выхода у него просто не было. Да и вообще, «Енисею», как недавнему дебютанту ФНЛ и клубу с чрезвычайно расплывчатыми целями и задачами на сезон, не должно заниматься различными глупостями, на подобии активной ротации состава или гибкой тактической схемы. А «не рисковать» для тренерского штаба красноярского клуба — чуть ли не основная должностная обязанность.
Ну ведь глупость это все, господа. Ведь тот, кто не рискует не только не пьет изысканных игристых вин, но вообще ведет чрезвычайно скучный, приземленный и «трезвый» образ жизни.