Выставка репродукций театральных работ Николая Рериха
В декабре исполняется 105 лет со времени первой театральной постановки в оформлении Николая Рериха.
В декабре исполняется 105 лет со времени первой театральной постановки в оформлении Николая Константиновича Рериха. Специально к этому событию Красноярское общество последователей Рерихов подготовило выставку репродукций театральных работ мастера. Экспозиция откроется 16 октября в 15:00 в фойе Большого концертного зала Красноярской государственной академии музыки и театра (ул. Ленина, 22).
На открытие приглашены не только работники театральной сцены, но и те, кто интересуется жизнью и творчеством русского художника, философа, мистика, писателя, путешественника.
О Рерихе — театральном художнике писали все его биографы и исследователи русской сценографии начала XX века. Хотя мастер работал в театре непродолжительное время, однако, эта сторона его творчества – целый этап в развитии русской сценографии.
В числе прочих репродукций в экспозиции выставки представлена самая первая театральная работа Рериха, осуществлённая в 1907 году в Петербурге, в Старинном театре, который ставил своей целью восстановление на современной сцене древних форм театрального представления, давно преданных забвению. Для этого театра Рерих создал эскизы декораций и костюмов к пьесе Н. Н. Евреинова «Три волхва», написанной по мотивам рукописной литургической драмы XI века. Спектакль не только показывал богослужебное действо о поклонении волхвов — царей Тарса, Аравии и Савы, приносящих дары младенцу Христу, но и воссоздавал сами условия представления литургической драмы на паперти храма перед зрителями-паломниками.
Исходя из этих задач, Рерих и сочинял декорационно-костюмную часть спектакля. Благодаря репродукциям, представленным на выставке в КГАМиТ, можно будет с полным основанием судить о художнике — организаторе сценического пространства.
Уже в своей первой работе Рерих так строит архитектурную композицию, что создаёт возможности для выразительных патетических сцен. Но главное заключалось, конечно, в том, как он передал дух средневековья в декорациях. Здесь сказались присущее художнику чутье археолога и понимание архитектурного образа.
Среди спектаклей русского репертуара, к которым обращался художник, — «Снегурочка», «Псковитянка», «Сеча при Керженце», «Кащей Бессмертный» и др.
Кстати, 29 мая 2013 года исполнится ровно 100 лет со дня премьеры балета Игоря Стравинского «Весна священная» в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов — Николай Рерих.
Сразу после открытия экспозиции 16 октября, гости смогут пройти в Большой академический зал и послушать концерт Духового оркестра КГАМиТ под управлением заслуженного деятеля искусств республики Тыва Петра Казимира.