Пока ночь не разлучит
«Мы ели беляши», − дважды прозвучавшая фраза в стенах такого заведения наводит на мысль, что люди пришли в ресторан не для того, чтобы съесть что-то вкусное и красивое, они уже удовлетворили свои потребности в еде. Цели у посетителей ресторана абсолютно разные, но только не соответствующие месту.
«Пока ночь не разлучит». Фильм про рестораны и публику – шедевр или дешевая пародия?
100 000 долларов – таков бюджет фильма, при насыщенно-звездном исполнительском составе … Анна Михалкова, Алиса Хазанова, Оксана Фандера,Сергей Шнуров, Авдотья Смирнова, Алена Долецкая, Василий Уткин, Василий Бархатов. Моему интересу к этому фильму предшествовал просмотр программы «Министерство культуры» на телеканале «Дождь». Тема заявлена так: общение в ресторанах как социальное и культурное явление. Ведущий пригласил для обсуждения этого, как мне показалось, актуального вопроса, режиссера фильма – Бориса Хлебникова и известного московского ресторатора Андрея Делоса (элитные рестораны «Манон», Кафе «Пушкинъ» и др. он же когда-то открыл клуб «Сохо»). Несмотря на то, что фильм в потенциале может стать культовым, в день премьеры я его смотрел совершенно один в целом зале. Делюсь…
Началось кино с разговоров на кухне. Два официанта – два поколения и две культуры. Один как может, объясняется в любви, другой выясняет отношения - выплеснутый на штаны чай вылился в семейную драму. Шеф-повар Малик весь фильм пытается уговорить сержанта Гришу отпустить своего помощника по кухне – нелегала, которого собрались депортировать. Вообще, дорогой ресторан и дешевая рабочая сила на кухне – вполне реальный эпизод. Есть выражение «моя кухня», то есть закрытая территория от посторонних глаз, зачастую именно такими руками и в таких условиях готовится еда даже в самых дорогих ресторанах.
Идем в зал. Обитатели зала смакуют … не еду, а слова. Абсолютно все закусывают выпивку матом (отсутствие изобилия закусок режиссер объясняет маленьким бюджетом). Первая, кого встречаем – это сударыня, которую играет Дуня Смирнова. В зале – несмотря на помятость и бескультурье − все судари и сударыни. Так принято обращаться. Так вот, Дуня пока думала, как бросить мужа, приходит именинник-муж и одним словом опережает ее планы. Делает себе подарок на день рождение – избавляется и от нее, и от детей. Она, кстати, чуть ранее тоже собиралась детей ему оставить… Бедные-богатые дети… Они-то все никак не могли определиться, какой подарок родителям заказать: лошадь или каникулы в Италии…
Сергей Шнуров – центральный персонаж, сидит-молчит. Он выступает в роли стороннего наблюдателя. У него меняются собеседники, но он их не слушает. Он думает о том, что его бесит арфистка…
«Мы ели беляши», − дважды прозвучавшая фраза в стенах такого заведения наводит на мысль, что люди пришли в ресторан не для того, чтобы съесть что-то вкусное и красивое, они уже удовлетворили свои потребности в еде. Цели у посетителей ресторана абсолютно разные, но только не соответствующие месту. Казалось бы, гастрономическое заведение, и все мысли и разговоры должны были быть о еде или о чём-то высоком, но об этом здесь думают в самую последнюю очередь или вообще не думают, это касается и работников кухни, и гостей зала. О прямом и даже высоком назначении ресторана забыли. Одни должны на высоком уровне готовить, другие – наслаждаться гастрономическими изысками. НО! Одни отношения по телефону выясняют другие наелись беляшей. Словом, у каждого свои проблемы не выше бытового уровня. Общество поделилось на сословия, в данном фильме: «кухня» и «зал». По большому счету и гости, и персонал друг другу соответствуют, и не факт, что те, кого обслуживают, воспитаннее и культурнее тех, кто их обслуживает. Проблема в нулях, которыми определяется потребность бытовая, а потребность души – она примерно одинаковая у всех.
Я ожидал, судя по рецензии на фильм, увидеть «новое поколение буржуазии», а увидел новых русских из 90-х годов. Реальный факт, предшествующий сценарию - статья «Вкусные разговоры» в журнале «Большой город», 2005 год. Но, за семь лет, по-моему, поменялось все… и рестораны, и их постоянные посетители, и разговоры. Проблемы может и те же, но слова, на мой взгляд, другие, более культурные. По моим наблюдениям такие персонажи – пережитки прошлого. Как мне кажется, фильмы должны чему-то учить, не только передавать нашу реальность, но и показывать, к чему мы должны стремиться, поднимать планку, давать правильные ориентиры, а не следовать моде и масскульту. Люди устали от бытовухи, человек должен стремиться к чему-то более высокому, ему нужно помочь, хотя бы кино...
Сухой остаток:
Слишком много «кухни» и мало еды… Одни разговоры. В общем, весь фильм едят, разговаривают и…ненавидят друг друга… Потом прорвало.. Подрались официанты, Шнур добрался до ненавистной арфистки и спел насыщенно-матерный саундтрек.
Вот и поговорили…
P.S. К концу фильма жутко захотелось поесть, а не поговорить. Начать писать рецензию смог только через несколько дней. Обдумать надо было, переварить все эти дешевые манеры в дорогом месте.