The big issue: о британских СМИ, помощи бездомным и переходе на «цифру»
Благотворительность – это как перетаскивание дырявыми ведрами денег от богатых к бедным. Даже если что-то до нуждающихся и дойдет, передача готового из рук в руки – мера, приносящая сомнительные плоды. Временное облегчение вместо устранения причин.
Благотворительность – это как перетаскивание дырявыми ведрами денег от богатых к бедным. Даже если что-то до нуждающихся и дойдет, передача готового из рук в руки – мера, приносящая сомнительные плоды. Временное облегчение вместо устранения причин.
Переходя от абстракции к конкретике, четко обозначу проблему. Речь пойдет о «потерянных», неприкаянных, а, может быть, даже бездомных людях. Лучшее, что можно для них сделать – не вручить ключи от готового дома, а дать инструмент и создать условия, чтобы они сами смогли его построить. Вернуть таких людей в общество. Обеспечить работой. Социализировать. Этой социальной миссией занимается замечательное англоязычное издание – «The big issue».
Небольшой экскурс в историю: The big issue – издание, создаваемое профессиональными журналистами, в печатном виде оно существует с 1992 года. Основатели – британцы Джон Берд и Анита Роддик. Изначально они создавали журнал только для Великобритании, а теперь почитать его могут жители четырех континентов. Но главный интерес заключается не в содержании, а в системе распространения. Благодаря ей бездомные получают пусть не большой, но легальный доход.
Дело в том, что журнал распространяют люди без работы и без крова над головой. Чтобы начать работать, нужно просто обратиться в издательство, получить там первую партию журнала и попробовать распродать ее прохожим на улице. Стоимость The big issue в розницу – 2,5 фунта. Если удастся успешно реализовать журнал, то на вырученные средства продавец закупает следующий тираж. Он, конечно, обойдется дешевле, оптовая цена составляет 1,25 фунта. По такому принципу и выстраиваются отношения: нуждающийся человек работает и получает свои деньги, а издатель при этом рискует только первым тиражом. Сегодня The big issue – одно из ведущих социальных предприятий Туманного Альбиона.
**
Но нет добра без худа – The big issue, равно как множество других печатных изданий, начало испытывать некоторые финансовые трудности. Все больше читателей уходят в online, да и сама по себе печать журнала – дело крайне затратное. А потому многие представители прессы переходят в цифровой формат, ограничивая себя, таким образом, от излишних трат.
Перед издателями встал вопрос: как перевести журнал в электронный вид, но при этом продолжать сотрудничество с бездомными? Как не лишить людей работы? Из положения нашелся удобный выход: специальная карта с напечатанным на ней QR-кодом. Ее стоимость – ровно 2,5 фунта, столько же, сколько стоит бумажная версия журнала. Чтобы получить доступ к очередному номеру The big issue нужно купить карту и просканировать QR-код камерой планшетника или смартфона. Или же посетить сайт binorthdigital.com и ввести код вручную. Таким образом, и бездомные не останутся без средств к существованию, и владельцы планшетов получат доступ к любимому изданию в любимых же гаджетах.
Вот что говорит директор издания, Каролина Прайс: «Надеемся, эта мера улучшит положение нашего журнала. Вообще-то The big issue и так имеет успех, но нужно идти в ногу со временем. Город собрал в себе замечательные сообщества ярких, интеллектуальных, динамичных молодых людей. Они наверняка поддержат инициативу». Каролина подчеркивает, что важная цель издания – помощь бездомным. «Чтобы продолжать эту деятельность, - подытоживает она, - мы должны обращаться к самому широкому кругу читателей, в том числе, не забывать тех, кто выбирает чтение online».
**
Что же касается самих продавцов, недавний опрос показал, что более 70% из них в нововведениях заинтересованы. Многие полагаются только на доходы от продаж, кроме того, они хотят больше контактировать с людьми: это помогает восстановить уверенность в себе.
Британская газета The Guardian приводит слова бездомного по имени Крейг – раньше он работал в сфере торговых поставок, однако потерял место и теперь пытается излечиться от депрессии. «Журнал должен быть конкурентоспособным. Есть покупатели – есть работа. Надеюсь, цифровая версия достигнет своей аудитории. А вообще-то это хороший шаг, карты удобнее носить с собой, чем журнал. Если продажи увеличатся – хорошо будет всем. И издателям, и нам», - уверен он.
Пока что электронные карты с QR-кодами ввели в только в Манчестере. Их продажа началась на этой неделе. Если дело пойдет хорошо, то эта практика начнет применяться и в других городах Соединенного Королевства. Проект поддерживают ряд благотворительных фондов, а так же организация The International Network of Street Papers.
P.S.: Пока писала данный пост, вспомнила один из рассказов О’Генри. Называется «Фараон и хорал». Про бездомного. Рекомендую – легкое повествование с фирменным юмором О’Генри, в качестве бонуса – очень настроенческое описание предпраздничного зимнего Нью-Йорка.