Роев ручей. Итоги. Часть 2. Содержание животных
Как могло так получиться, что построенный в 2007 году жирафтяник нуждается в реконструкции как не отвечающий стандартам содержания животных?
Смерть 3 из 6 жирафов в «Роевом ручье» многих заставила задуматься, а так ли все хорошо в зоопарке, как много лет вещал его бессменный директор Николай Кулаков в многочисленных интервью.
Начнем с того, что у руководства зоопарка до сих пор нет утвержденного плана развития. А значит, нет ответа на главный вопрос: какова миссия зоопарка, на создание которого потрачены сотни миллионов бюджетных средств. В проекте документа, гордо поименованного «Концепция развития МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей», миссия обозначена как «разведение, сохранение редких и исчезающих видов животных». Не нужно быть специалистом в зоологии, чтобы понять всю утопичность подобных заявлений. Разводить редких животных лучше всего в условиях, максимально близких к естественной среде их обитания. А никак не в наших суровых климатических и экологических условиях.
То же самое касается и условий содержания животных: они должны быть максимально приближены к естественным. Ситуация с жирафами показательна именно в плане игнорирования в общем-то аксиоматичных вещей. По итогам вскрытия животных, у каждого из 3 жирафов был выявлен целый букет болезней, развившихся на почве постоянного стресса от условий содержания.
Жираф Лавр
Дата смерти: 25.09.2012
Патологоанатомический диагноз:
цирроз печени;
спаечная болезнь;
склероз стенки воротной вены;
перелом нижней челюсти;
острое расширение правой половины сердца;
отек легких;
острая гиперемия и многочисленные кровоизлияния в оболочках головного мозга
Жираф Яра, 7 лет
Дата смерти: 02.10.2012
Патологоанатомический диагноз
тимпания рубца (острое расширение преджелудка);
острый катар тонкого отдела кишечника;
атрофия селезенки;
острое расширение правой половины сердца;
отек легких;
острая гиперемия и многочисленные кровоизлияния в оболочках головного мозга;
гидропическая дистрофия эпителия почечных канальцев;
серозная атрофия эпикардиального и околопочечного жира;
острая застойная гиперемия печени;
асцит
Жираф Забава, 7 лет
Дата смерти: 14.10.2012
Патологоанатомический диагноз
завал сычуга;
расширение рубца кормами и газами;
диффузный некротический абомазит;
слизистая дистрофия поджелудочной железы;
хронический гепатит
атрофия коркового слоя надпочечников;
кровоизлияния в мозговом слое надпочечников;
атрофия селезенки;
серозный лимфаденит;
склероз яичников;
отек легких;
гиперемия оболочек головного мозга
Спрашивается, можно ли было предотвратить трагический итог? Сделать так, чтобы жирафы умерли не в 6-7 лет от болезней, а в 15-20 от старости? Для ответа на этот вопрос, достаточно ознакомиться со списком мероприятий по спасению оставшихся 3 жирафов, стыдливо названным «информация по улучшению условий содержания» (см. прикрепленные к публикации сканы)
Очевидно, что половину из этих мероприятий нужно было произвести до приезда жирафов: укладка на пол эластичного покрытия, монтаж канализацонного слива, разработка схемы и рациона кормления жирафов с использованием специализированных кормов, стажировка специалистов отдела копытных в Московском и Ленинградском зоопарках и т.д. А вторую часть: мониторинг метеоусловий, мониторинг кормов на содержание питательных веществ, дежурство охраны в хне экспозиции и т.п., - следовало осуществлять постоянно.
Надо отдать должное Кулакову, много лет ему удавалось создавать видимость беспроблемной работы зоопарка, избегая тем самым неудобных вопросов. Здесь хочется процитировать самого Кулакова, одно из последних интервью которого вышло под заголовком «С животными легче, чем с людьми». Действительно, легче. Животные не создадут профсоюз, не напишут жалобу, не подадут в суд по поводу ненадлежащих условий содержания.
Если бы не смерть трех жирафов, вопросы Кулакову, скорее всего, так никто бы и не задал. Почему по зоопаркам мира катаются не специалисты «Роева ручья», ответственные за содержание животных, а его директор (в прошлом специалист по аренде и приватизации)? О чем Кулаков, нимало не стесняясь, рассказывает в интервью.
Как могло так получиться, что построенный в 2007 году жирафтяник нуждается в реконструкции как не отвечающий стандартам содержания животных? О чем указано все в той же «концепции» развития «Роева ручья». Масса вопросов возникает и в связи с экономической деятельностью зоопарка, о чем я писал в предыдущем посте.
Думаю, что после заявления Кулакова о необходимости проверки версии отравления жирафов (при имеющихся актах вскрытия, полностью эту версию опровергающих), ждать от этого человека вразумительных ответов не приходится. Судя по информации, которая приходит из «Роева ручья», теперь он любой ценой будет пытаться удержаться в должности, убеждая начальство и подчиненных, что без него зоопарк не проживет, животные не размножатся, а у красноярцев не сформируется «целостное экологическое мировоззрение» (цитата из «концепции»).
Продолжение следует