Фортепианные среды. Концерт Лоры Альбертовны Беспаловой
Классическая традиция, стремившаяся к ясности и прозрачности, запрещала парадокс, а её музыкальная теория не оставляла для него места. Только романтизм оценил по достоинству и стал активно озвучивать тишину и превращать в музыку то, что ей не совсем является.
12 февраля в 18:00 в Малом академическом концертном зале КГАМиТ состоится сольный концерт Лоры Альбертовны Беспаловой, лауреата Всероссийского конкурса, заведующей кафедрой специального фортепиано Академии музыки и театра.
Программа в двух отделениях. В первом – прозвучат произведения классического репертуара: редко исполняемые сонаты Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Второе отделение полностью посвящено «Юмореске» Роберта Шумана – одному из любопытнейших явлений в музыкальной истории. Историк музыки Чарльз Розен в своей великолепной монографии «Романтическое поколение» пишет об этом следующее: «Здесь три нотных стана: верхний — для правой руки, нижний — для левой, средний — с мелодией, но не исполняемый».
Пианист играет аккомпанемент мелодии, которую ясно и недвусмысленно предлагает нотный стан и слышит слушатель, но партитура эксплицитно запрещает пианисту исполнять эту мелодию. Эта мелодия, как указывает сам Шуман в партитуре, есть innere Stimme, «внутренний голос», которым публика бессознательно дополняет мелодию. Слушатель внимает этой мелодии (для Шумана она душа композиции), но не слышит её в действительности.
Классическая традиция, стремившаяся к ясности и прозрачности, запрещала парадокс, а её музыкальная теория не оставляла для него места. Только романтизм оценил по достоинству и стал активно озвучивать тишину и превращать в музыку то, что ей не совсем является.