Выставка памяти Варыгина Сергея Петровича
Бывает так, что живет рядом с нами художник, скромный, не часто появляющийся на людях, казалось бы, почти неизвестный. Но на персональной выставке, которая иногда проводится уже после его смерти, вдруг открывается глубокий и интересный мир, в котором жил этот человек, достойное творчество, не увиденное нами.
Бывает так, что живет рядом с нами художник, скромный, не часто появляющийся на людях, казалось бы, почти неизвестный. Но на персональной выставке, которая иногда проводится уже после его смерти, вдруг открывается глубокий и интересный мир, в котором жил этот человек, достойное творчество, не увиденное нами. К таким, почти забытым при жизни художникам относится красноярский живописец Сергей Петрович Варыгин (1923-2003).
Девятнадцатилетним он ушел на фронт Великой Отечественной войны, был участником Сталинградской битвы, воевал на Курской дуге. После ранения вернулся в родной Красноярск, поступил на работу в товарищество «Художник» (с 1954 – Художественный фонд). Затем окончил Красноярскую художественную школу. Завершил обучение в Ленинграде в высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1947-1951). С таким блестящим образованием он возвратился в Красноярск и вновь пришел на работу в Художественный фонд, с которым был связан долгие годы.
Сразу же по возвращении из Ленинграда стал участвовать в выставочной деятельности – уже в 1952 году его живописные холсты экспонировались на краевой выставке, после этого участвовал на краевых, региональной, республиканской выставках. Но работа в живописной мастерской Художественного фонда не давала возможности часто выставлять собственно творческие работы – это судьба всех художников, кто отдал многие годы работе в фонде. Имя Варыгина не часто появлялось в каталогах. Лишь после выхода на пенсию появилась возможность заняться тем, к чему стремилась душа.
Единственная выставка его работ была проведена в 2006 году уже после смерти художника. Она стала подлинным открытием интересного мастера живописи. Художник был представлен рядом выразительных портретов современников; множеством натюрмортов, то классических, то совершенно неожиданных; радовали зрителей замечательные этюдные холсты, живые, пронизанные солнечным светом. Но самое большое место на выставке занимал пейзаж, отмеченный поисками наиболее выразительных состояний природы. Много работ художник посвящал городскому пейзажу. Все работы были отмечены профессионализмом, красивой живописной гаммой, острой наблюдательностью, жизненной убедительностью. Одной из самых проникновенных стала картина «Май» в образной форме с высоким эмоциональным накалом напоминающая о великой Победе и великой скорби о погибших в той войне.