Вечер музыки Бетховена
Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Марка Кадина исполнит Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром и Симфонию № 5 Л. ван Бетховена.
11 мая в 19:00 в Малом концертном зале Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Марка Кадина исполнит Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром и Симфонию № 5 Л. ван Бетховена.
Солировать в этом концерте будет интернациональный состав: Се Мун (фортепиано, Корея), Дино де Пальма (скрипка, Италия), лауреат международных конкурсов Кирилл Родин (виолончель, Москва).
Инструментальный концерт, в котором с оркестром «соревнуется» ансамбль, а не один солист, был очень популярен в эпоху барокко. В позднейшей истории подобный состав стал большой редкостью. Тем более удивительно обнаружить такое сочетание в творчестве Бетховена.
Интересна история написания Пятой симфонии. Пятая симфония посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в Венском театре 22 декабря 1808 года. По свидетельству историков концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор повздорил с предоставленным ему оркестром — сборным, невысокого уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает дирижер И. Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена… Впоследствии Пятая стала самой популярной в наследии композитора.
Бетховен работал над симфонией на протяжении трёх лет. Это было время наивысшего расцвета таланта композитора. Он смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого ничего не может быть для музыканта, — глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, едва не свёл счёты с жизнью: «Недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало». Решимость бросить вызов судьбе, идея преодоления проходят через всё творчество композитора и наиболее ярко воплощены в Пятой симфонии: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся сломить меня».
Одна из ярких рельефных тем (которые навсегда врезаются в память), несколько видоизменяясь, проходит через все части Пятой симфонии. Об этом своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».