Александр Никитин: Росатом должен быть честен с красноярцами
Председатель правления Экологического Правозащитного Центра "Беллона" и член партии "Яблоко" Александр Никитин прокомментировал итоги дискуссии по вопросам радиационной безопаности населения в условиях строительства на территории края могильника для РАО, которая прошла в Гражданской ассамблее Красноярского края.
В Гражданской ассамблее Красноярского края прошел круглый стол по вопросам радиационной безопасности населения Красноярского края в условиях окончательной изоляции (захоронения) радиоактивных отходов на территории края. В его работе приняли участие представители общественных и экологических организаций, руководители Госкорпорации «Росатом» и предприятий атомной отрасли. Принял участие в дискуссии и председатель Комиссии по ядерной и радиационной безопасности фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», председатель правления Экологического Правозащитного Центра «Беллона» (Санкт-Петербург) Александр Никитин.
Основной вопрос касался строительства вечного хранилища для радиоактивных отходов около Железногорска. " Такой большой и опасный объект строится впервые. Решение проблемы захоронения накопленного в России запаса радиоактивных отходов, безусловно, назрело. Пока они размещены во временных хранилищах в Томской области (СХК в Северске) , Челябинской области (ПО Маяк) и других местах. Но без общественного обсуждения строить могильник нельзя. В самом Железногорске публичные слушания провели, как того и требует закон – на территории предполагаемого строительства. Но ситуация здесь неординарная. Угроза распространения возможных последствий гораздо шире. Поэтому в обсуждении должны принимать участие и жители Красноярска, и других близлежащих городов», - говорит Александр Никитин.
На круглом столе была достигнута договоренность, и представители «Росатома» с этим согласились, - создать при Гражданской ассамблее рабочую группу для сопровождения вышеназванных проектов «Росатома», куда войдут независимые эксперты, экологи и представители общественности.
«Росатом» всегда был закрытой структурой. Слова ядерный и атомный означали «секретный». Но речь сейчас идет не об оборонной промышленности. ГХК по сути - последний хвост ядерной энергетики, замыкающий цепочку. Здесь не может быть ничего секретного, наоборот людей должны информировать, чтобы не сеять страх и панику. Я встречался с гендиректором ГХК и понял, что они готовы вести диалог, но не прилюдно на площади, а по-деловому в спокойной обстановке. Вот для этого и будет создана рабочая группа, нужно найти формат общения и информирования населения», - отметил Александр Никитин.
«Я убедился, что в Железногорске работают действительно высокопрофессиональные атомщики с большим опытом», - говорит Никитин. Это ответ на вопрос – почему для реализации проекта рассматривается именно эта территория. Просто в Железногорске уже сформирована база, наряду с «мокрым» построено «сухое» хранилище для ОЯТ – это действительно уникальный объект. На ГХК собираются открыть опытно-демонстративный центр по переработке ОЯТ по супер-современным технологиям. Это уже совсем другой процесс, не такой, какой применялся на РТ-2, когда серьезно навредили экологии Южного Урала. То есть технологический уровень всех процессов действительно чрезвычайно высок.
«Кстати, хочу отметить, что новый проект предусматривает не захоронение ОЯТ, а захоронение высоко радиоактивных отходов. Это разные вещи. В этих отходах уже нет ядерного материала, но они все равно представляют серьезную опасность. Радионуклииды остаются активны на протяжении десятков тысяч лет. Обеспечить безопасность их хранения – основная задача специалистов. Поэтому прежде чем строить могильник будет построена лаборатория, где в течение 10 лет станут всесторонне изучать возможность безопасного захоронения РАО именно в этой скальной породе, чтобы обеспечить надежную изоляцию РАО от окружающей среды», - пояснил Александр Никитин.
Другое дело, что результаты этих исследований не должны скрываться, а должны быть доступны общественности. «Росатом», по мнению партии «Яблоко», должен заниматься просветительской работой среди населения.
«Что касается строительства атомных объектов, то все прекрасно понимают, что абсолютной надежности быть не может, но существуют нормы по уровню безопасности, которые установлены. И вот они должны быть соблюдены на все 100 процентов. И население должно быть уверено, что так оно и будет», - заключил Александр Никитин
Отвечая на вопрос о том, зачем же строить АЭС, если отработанное ими топливо создает столько проблем, Александр Никитин отметил, что гидроэлектростанции тоже не улучшают экологию, а наносят ей урон, так что менять шило на мыло смысла нет.
А вот что касается ввоза отработанного ядерного топлива с зарубежных АЭС, то здесь у «Яблока» однозначная позиция – запретить, и даже с тех АЭС, где использую российское ядерное топливо, отходы обратно не принимать, раз воспользовались, то пусть сами придумывают – что с ними делать. В Евросоюзе, например, вообще запретили перемещать РАО из страны в страну. И в Америке назад отработанное ядерное топливо не принимают.
Руководитель Красноярского регионального отделения партии «Яблоко» Оксана Демченко поддержала своего соратника по партии. « У «Яблока» сильные экологи, и партия готова профессионально подходить к решению таких важных вопросов, лоббировать обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края. Проект действительно должен осуществляться под пристальным внимание независимых экспертов и общественности. И еще немаловажный факт - предусмотреть для Красноярского края дивиденды. Словом, «Росатом» должен поделиться с жителями края своими доходами. Хорошая денежная компенсация могла бы быть потрачена на охрану окружающей среды и на оздоровление населения», - заключила Оксана Демченко.
Полную видеоверсию смотрите на странице пресс-центра