Сказка о вавилонской рыбке
Возможность учиться до самой старости – главное условие, прости господи, успешности современного человека
- Лена, мы вырастили дэбила. Это - сочинение дэбила, - говорит Ролан Антонович Быков своей жене Елене Санаевой: сочинение, видимо, было совсем не ахти. А Елена Всеволодовна пересказывает мне – через много-много лет. Это я спросила, как она писателя вырастила.
- И тогда он затеял с ним игру в переписку: подбрасывал записочку: «Паша, послание тебе в дупле таком-то». То есть на книжной полке в таком-то томе. Паша подхватывал стиль и отвечал в этом же духе. Потом Ролан Антонович менял стиль: «Достопочтимый Павел, послание вам там-то и там-то» Или «Опишите черепашку из Сочи» - мы привезли оттуда черепашку из ракушек. Паша писал, играл в эту игру, и через какое-то время Ролан Антонович говорит: «Слушай, ну совершенно толковый парень!»
Это я все к чему? Недавно у нас в околошкольных кругах случился разговор на тему «Ну твоя-то дочка точно гуманитарий». Для начала нужно сказать, что гуманитарий в современных условиях – это безусловно матерное слово. Лично я знаю очень мало людей гуманитарного толка, у которых логическое мышление хотя бы в зачатке присутствовало. (Сужу по дипломным работам, научным статьям и диссертациям.) А не умеющий мыслить, не умеет ни писать, ни говорить прилично. Я уверена, что именно в этом корень проблемы «все-журналисты-как-один-сейчас-безграмотны». Нынешнее подросшее поколение совсем не застало советскую математическую школу – это мы ее хотя бы краешком зацепили. Им тяжко – нужно их только пожалеть, очень многое приходится наверстывать самостоятельно в совсем другом возрасте.
Но главный вопрос другой – как быть: развивать то, что получается лучше всего, или все-таки то, в чем человек не силен. Развивается то, что развивают – я думаю сделать это своим девизом. Тем более что «гуманитарные» способности каждый из нас может (и в некотором смысле - должен) развить самостоятельно. Уж коли мы говорим на русском, позорно делать это некрасиво. А вот без математики – вообще не жизнь, а каторга, я так считаю.
При чем тут все-таки рыбка – да еще и вавилонская? У Дугласа Адамса в «Автостопом по галактике» есть такое забавное существо – вавилонская рыбка. Она помещается у стопщика в ухе, питается «излучениями мозга» и переводит – с любого языка на любой. Вот эта самая рыбка – фантастика, которая почти что стала реальностью: Skype уже разработал переводчик для звонков. То есть, как я полагаю, в ближайшие лет 20 настоящие живые переводчики могут оказаться и не нужны вовсе. Как могут остаться не у дел журналисты, учителя и еще пара десятков профессий. Поэтому наше советское деление на физиков и лириков, которое легло в основу системы школ с разными «уклонами», провально. И дело не только в том, что в «лирики» чаще всего идут те, кто не знает математики и физики (так довольно часто отвечают «поступленцы» филфаков). Выбрав раз и навсегда что-то одно, человек себя сознательно делает однобоким, ополовиненным – а это значит, что потом, когда выбранная профессия вдруг не понравится, переучиться ему будет очень и очень сложно. А возможность учиться до самой старости – главное условие, прости господи, успешности современного человека.
Вот именно поэтому я, гуманитарий на деле и химик в душе, все лето занимаюсь с дочкой и русским, и математикой.