Военно-штабная игра
В начале 90-х годов, заработав первоначальный капитал, российский бизнес задал себе вопрос – во что инвестировать? Ответ, казалось бы, прост – в развитие бизнеса, в том числе в персонал, в частности – в обучение персонала. Успешный бизнес – это всегда сообщество единомышленников.
В начале 90-х годов, заработав первоначальный капитал, российский бизнес задал себе вопрос – во что инвестировать? Ответ, казалось бы, прост – в развитие бизнеса, в том числе в персонал, в частности – в обучение персонала. Успешный бизнес – это всегда сообщество единомышленников. Необходимо было создать пространство мышления, отличное от знаменитого «Устава о введении единомыслия в России» Салтыкова-Щедрина. Мыслить едино, но неодинаково – этому приходилось учиться. Учиться проще всего было на тренингах. Тренинг дает две очень важные вещи – умение учиться на собственном опыте и смотреть непредвзято на свою компанию. Помимо этого на каждом тренинге происходит сплочение команды, наработка единого словарного запаса, развитие корпоративной культуры и множество других вкусных вещей.
Имея личной целью формирование бизнес-элиты России, я проводила семинары и тренинги в течение 20 лет. Сначала стандартные, затем начала писать содержание тренингов сама. Превратившись в автора, поняла, что в тематике семинаров, как в капле воды, отразилось развитие бизнеса. Если в конце восьмидесятых заказывали «Искусство продаж», в начале девяностых – «Инструменты менеджера», в 2000-2004 годах – брэндинг и раскрутку имиджа фирмы, то в 2006 году – стратегирование и поиск будущего. То есть большинство фирм, пройдя десятилетний рубеж своей истории, поняло, что очевидные ресурсы исчерпаны. Это означало только одно – эти организации находятся в точке принятия стратегических решений. При этом я четко осознала, что тренинги и семинары как инструмент не годятся для написания стратегии. Тому есть следующие причины:
Тренинг реагирует на вчерашние угрозы, т.е. на те обстоятельства, которые себя уже проявили. «Главный недостаток генералов всего мира в том, что он готовятся к прошедшей войне».
Тренинг не дает реального социального продукта. Тренируется социальный навык, но не сообщество. Элиту тренингом не создашь.
Тренинг обучает определенным техникам и навыкам. Вопрос: куда эти качества девать? В какую корзину складывать психотехники? Где целостная личность? Полная аналогия с новыми законами – почему большинство из них не работает? Да потому, что прежде, чем появится закон – необходима программа его развития. Так и с корпорацией – прежде, чем заниматься менеджментом, необходимо стратегироваться.
Короче говоря, сейчас, когда Россия собирается вступить в ВТО, многие бизнесмены поняли, что скоро придет конец всем компаниям, которые не занимаются аналитикой и стратегией. При этом одна фирма не знает и не может использовать опыт другой. Единственная возможность объединить опыт в качестве практического ресурса развития – это положить опыт в новое пространство военно-штабной игры.
У военно-штабной игры есть ряд конкретных преимуществ:
Она опирается на самый длительный опыт в истории человечества (начиная от Александра Македонского). Любой мальчишка, играя в оловянных солдатиков, не подозревает, что играет в военно-штабную игру.
Стратегия без своего носителя – мертворожденный ребенок. Военно-штабная игра дает конкретный продукт – субъект стратегии – элиту, как часть фирмы, берущую на себя ответственность за реализацию всего написанного.
Последствия военно-штабной игры категоризируются в трех вещах – продукт, итог и результат.
Военно-штабная игра описывает идеальную систему, которую необходимо сконструировать, причем в нескольких вариантах. Проявляется возможность выбора – а там, где есть выбор, есть действие, т.е. возможность управления.
Военно-штабная игра приучает мыслить в исторической перспективе. Если один бизнесмен мыслит себя в пространстве со времен Елизаветы Петровны, а второй только в пространстве после перестройки – кто из них заглядывает вперед и назад дальше? У кого из них ресурс развития выше?
Еще один продукт военно-штабной игры состоит в том, что она готовит системных аналитиков – потенциальных экспертов, которых можно затем привлекать к управлению, поскольку их управленческая культура по определению на порядок выше средней. В конечном счете, создание экспертной сети по всей стране – это возможный, хотя и отдаленный результат военно-штабных игр.
Резюмируем: итак в бизнесе появились люди, которые позиционируют себя в определенной стратегии. Следовательно, необходимы методики, в частности военно-штабные игры, которые помогут им в осуществлении этой стратегии.
Автор: Марина Киянова