Церковь и искусство. О событиях в Манеже
Проблема творчества в церкви существует. Идеологически понятое евангелие всегда только уничтожает. Церковное искусство - это восприятие людей, живущих Богом. Когда человек начинает свой путь к Богу, чего только в его голове нет! Путь к Богу постепенно становится путём Бога к человеку, и тогда лишнее уходит, оставляя только ясность и свет. Вся жизнь призвана стать красотой перед Богом, сама жизнь становится искусством, на которое хочется смотреть. В этом смысле жизнь христианина должна быть тем искусством, которое если не вдохновляет людей, никакого смысла не имеет.
Как священник я часто общаюсь с людьми нецерковными. Но мое к ним отношение не может быть таким же, как к церковным. Многое предстоит человеку преодолеть, увидеть и очистить. Этого нельзя делать своими силами, потому что иначе человек вернется к старому вновь. Рецепция на евангелие у людей неверующих и нецерковных всегда будет - к этому надо привыкнуть. Если изображение не в храме, значит, оно не опознано как священное, оно - просто рецепция какого-то человека. При этом оно может на что-то наталкивать и к чему-то подводить.
Уровень образованности и культурности сегодня бесконечно низок. Чтобы понять какого-то художника или писателя, или режиссера, необходимо быть в какую-то меру кон-гениальным. В то же время нужно понимать, что слушатель или зритель должен иметь изначально критичное мышление в свой адрес: чего-то он может не знать, не иметь, не чувствовать. Подлинно высокие творения - полотно, книга, фильм - это произведения, которые, всегда необходимо осмыслять. Мы привыкли к уродству жизни, к пошлости и разврату, поэтому и видим всё только сквозь призму своей ненормальности.
К чему можно призывать разрушая? Что можно являть унижая? Как светить затемняя?