Не убий
Мысли о смертной казни
Есть вещи, которые кажутся недостижимыми. В каждый момент времени есть вещи, в реальность которых поверить трудно. Но парадокс жизни заключается в том, что если человек чувствует невозможность чего-то, это и есть единственно возможное и верное. Только тогда и возможна жизнь, только так она и может созидаться.
Есть вещи, за которые приходится держать ответ совсем не тем, кто их вершил. Например, мне часто приходится отвечать на вопросы «Благословляет ли Бог зло и смерть?», «Или что я думаю об инквизиции?», «Или почему верующие люди поступают так-то?» И мы не понимаем, что Христос уже задал определенную планку.
Есть вещи, которые никогда и нигде сделать невозможно. Например, простить и дать в ответ не пулю со злом вместо пороха, а с силой к преодолению зла внутри. Особенно если ты - обиженный, оскорбленный и ущемленный. Но нам необходимо узреть то, что если вослед злу мы требуем зла, круг сужается и замыкается. Найти повод убить легко - найти повод не убить почти невозможно.
Есть вещи, за которые каждого из нас можно поймать, наказать и даже вынести смертный приговор. Каждый день мы можем убивать живое в человеке - супруге, ребенке, каждом встречном. Мы ответственны за свое общество и окружение. Мы не всегда понимаем, что наша жизнь - это и жизнь окружения. Жизнь представляет собой живые круги, нити, связи. И они либо смертоносны, либо живительны.
Есть вещи, над которыми надо много думать. Нельзя просто поставить крест на человеке - и всё. Если есть кого убивать, встает вопрос: а как быть с теми, кто убивает наказывая? Как быть с палачами? Как быть со случайными и неверными обвинениями? Как быть со всеми этими репрессиями XX века? Как быть с Николаем Гумилевым, Осипом Мандельштамом, Владимиром Зазубриным и прочими?