Доска и мел. Два слова в защиту ремесла
Сегодня о трансформации. Превращении. О том, как безжалостно и непрестанно течение жизни. В дизайне в частности.
«О высоте ума суди по тени, что отбрасывает он». Один из героев «NeroWolfMystery» считает, что это цитата из Паскаля, другой – слова Ницше. Что из того, что один из них ошибается? Ничего.
Они оба умны и образованы. И имеют право на ошибку.
И эта ситуация показывает, что любое суждение или оценка высказанная – это в первую очередь оценка самому говорящему. Она не зависит ни от опыта (а кто ты такой?), ни от умения (а что ты сделал?).
«А только от того, какую тень случилось навести вам на плетень».
Потому мне лично кажется рискованным рассуждать на темы преимущества «питона» перед «руби». Полагаю, невысокую оценку я сам себе выставлю, в первую очередь.
Хотя это возрастное. В молодости я решался говорить на любые темы. Что тоже неплохо, потому что оппонирование - естественная реакция интеллектуальной деятельности.
Это вступление в целом благодарность и признательность всем оценкам и комментариям, высказанным после последней публикации. Хотя просил бы некоторых читать внимательней. Не все, что мне приписывается, я там говорил.
СЕГОДНЯ О ТРАНСФОРМАЦИИ. Превращении. О том, как безжалостно и непрестанно течение жизни. В дизайне в частности.
Слабые места, отсутствие идеи или плохая композиция, нивелируются черным, коричневым или иного цвета пористым фоном.
Остатки прошлых надписей, мазки тряпкой придают тексту объем и историю. Кривость начертания, неестественный перенос или дописка по вертикали добавляет наивности и, что важно, искренности. Что еще нужно для рекламы?
А кроме всего прочего (привет маркетологам!) - это же настоящее визуальное наслаждение наблюдать, как бариста стирает или переписывает названия и цену. Мы все становимся участниками жизни, хотим общения, чувствуем пульс и реакцию сидящего рядом человека...
Все начиналось с благого. С понимания, что пространство взорванное Дэвидом Карсоном, снова необходимо отстраивать.
А тут еще мода на брутальные решения и loftstyle. Рост заведений общественного (кофейно-барного) питания оказался кстати. Встретились два одиночества. Сошлись на теме экономии.
Ну как обойтись без школьной доски. Каллиграфия показалась наиболее последовательным решением. Царство фактуры и отсутствие идей – катализатором.
Так начиналось тысячелетие.
Не скажу, что такие решения сразу вызывали одобрение заказчика.
Но черточка к черточке, копейка к копеечке. Экономия очевидна. Ни неона, ни коробов.
Во многих случаях обходились пленкой по витринам. И выставленной доской с надписями и рисунками, сделанными мелом.
Недавно один медиа магнат, который кроме прочего и общественным питанием занимается, по поводу этого стиля сказал мне: А что? Пипл хавает.
Проблемы проявились очень быстро. Популярный в 90-е российский журнал о графическом дизайне «КАК» буквально в один момент превратился в девичий дневник какой-то, настолько в нем разрастались handmade аппликация и подписи. Страшно подумать, как там сейчас.
Дело оказалось в том, что каллиграфия это совсем не почерк отличника. Сделать виньетку – работа посложней сборки тумбочки крестовой отверткой. А грубый мазок – далеко не всегда осколок иероглифа.
Доску попытались еще спасти. Комбинациями разного рода или идеями, взятыми их детгиза и книжной графики 30-40-х. Но единственный недостаток принялся за свое с невероятной разрушительностью.
Это стало нашествием. Иллюзия легкости. Все могут. Все талантливы. Зачем ремесло, когда всякий мазок «бесценен»!
Нельзя сказать, что все было плохо. Очень многие решения были замечательны в своей наглости (или наивности). И свежи. Но в значительной массе все превратилось ... все верно – скоро будет тошнить.
Этот опыт в истории дизайна считаю грустным периодом. Потачкой массовому сознанию. Эпохой власти социальных сетей и самой чудовищной иллюзии. Иллюзии всеобщего права на вкус. Иллюзии значимости мнения большинства.
Удивительно, но стиль и идеология рукописности не только как-то выжили во всем этом шабаше популярности. Но и стабильно рождают безупречные решения. Образцы, на мой взгляд, потрясающи.
Во всем произошедшем, как и в каждой истории, свой плюс. Пространство дизайна вновь достаточно разрушено, чтобы заняться в нем строительством новых форм, новых идей. И, хвала небу, решение именно таких задач, «абсолютно интеллектуальных и вызывающе эстетских», в настоящий момент становится модным.
Еще не у заказчика. Но уже у создателя. Об этом (нарастающем) тренде. Перед самым нашествием гениев. В следующий раз.
Прим.: Все приведенные в блоге примеры, без исключения, считаю достойными решениями. Только по этой причине они здесь представлены.
Фото: timeout.ru, the-village.ru, behance.net