Цена вопроса. Сколько должен стоить дизайн?
Стандартные цены в Москве начинаются с сумм близким к шести нулям
Уточнение, мы говорим о коммерческом (в современном мире принято говорить «коммуникативном») дизайне.
По этой теме всегда возникают взаимоисключающие реплики.
Почему я так много беру за разработку бренда? Почему я так мало беру за разработку бренда?
О стоимости и элементов дизайна, и комплексных решений ходят много слухов.
О том, что стандартные цены в Москве в хороших компаниях начинаются с сумм близким к шести нулям. А у сетевых рекламных и дизайнерских агентств они еще и не рублевые.
Самая забавная и показательная для этой темы история произошла с одним красноярским банком, который счел себя достаточно крутым, чтобы заказать коррекцию (только!) своей символики в крупнейшем московском рекламном агентстве и заплатил за это героическую сумму (по весьма достоверным, но слухам) в 1 000 000 рублей. А агентство не сочло нужным даже прикасается к этому безобразию и наняла фрилансера, кажется, за 50 000. Знаете там, хорьки, стоящие на задних лапах, выбрались из кружка за черточку.
Здесь каждая деталь - характеристика реальной ситуации. Отдельная тема - заказчик. Кто общался с персонажами из руководства этого банка, понимают, о чем речь. Международное агентство, не гнушающаяся брать деньги у провинциальных фриков. Фрилансер, который и за 10 000 согласен делать подобную лабуду.
Но… по сути, ключевые цифры объективные. 50 000 и 1 000 000.
Я попрошу не возбуждаться от впечатляющей разницы. Я попробую объяснить из каких критериев и затрат вообще возникает цена.
Конечно, то, что приходит к нам в голову, в принципе ничего стоить не должно. Так думает любой заказчик. Он хочет платить за мясо. Кучу бумажек. Презентации с плясками. 3d проекты и бумажные макеты. А придумать у него и секретарша может. В особых случаях, генеральный тоже может принять участие и выдать «пару идей, которые научат вас всех работать». В перерыве между рассказом анекдотов и рассуждениями о Ежи Ленце.
Но не будем о грустном. Оттолкнемся от фактов.
Первый, и самый важный, параметр – количество контактов.
Если вы столовка или ресторан абсолютно точно затраты на коммуникацию не могут стоить миллион. Сколько получается чеков в день. 200? 400? Пусть даже 600! Если учесть что много более трети – это постоянные посетители, контактов получается … ну тысячи 3. И это даже не в месяц. Для некоторых это в год.
В таком случае, парится с оригинальной разработкой вообще не существенно. Можно открыть любой каталог и копипастить без проблем. Один потенциальный заказчик, вздрогнув от названной стоимости, признался, что и предполагал, что я стырю ему название из «какой-нибудь красивой книжки».
Само собой разумеется, что использовать чужой символ, когда вы строите бизнес с десятками тысяч контактов, как, к примеру, делает крайне амбициозная компания «Мультима» (уж и не знаю в курсе ли они этого «заимствования») весьма рискованно и в один момент может оказаться еще и совсем не дешево.
Второй параметр – количество позиций, которые должны работать.
Опять вернемся к ресторану, как нижней ступени бизнес эволюции. Название, логотип, знак. Это же только начало. Меню, вывеска, тэйблтенты, флаеры, упаковка, одежда, салфетки … – даже если оценивать каждую позицию по рублю, не получится десять тысяч.
Некоторые могут сказать, что знают случаи, когда получается. Думаю, что, наверное, такое случается. Я не видел, но могу подозревать, что так бывает. Что за три копейки продукт работает тоже.
Но я не видел.
И здесь возникает третий параметр – качество контакта.
Я всегда провожу аналогию между знаком_именем_логотипом_вывеской (и т.д.) и обыкновенным работником компании. Сколько получает уборщица? 8000 рублей. Сколько это в год? 96000. Плюс налоги (или затраты на обналичку).
Представьте себе, что ваш проект представляет уборщица. Вы считаете, что ее презентация произведет нужное впечатление?
Вы действительно уверены, что работа символа вашего бизнеса, оцененное вами в два, в десять раз дешевле труда уборщицы – будет эффективной?
Понятно, что это зависит от потребительской группы … но все же!
Примитивная оценка, правда. Но она фактическая.
Скала!
В завершении остается посчитать, сколько стоит уборщица в Газпроме, если из ее Кайена крадут сумочку Шанель всего лишь за каких-то триста тысяч рублей. Добавить ее возраст и отсутствие моральных ограничений и остается решить, стоит ли показывать это «ваше все» губернатору, например.
Но оставляя шутки за бортом, каждый, кому действительно интересно, сколько должна стоить оболочка его проекта, и сам увидит на каком удалении находится затраты на качественное продвижение затеянного дела от 50 000 рублей.
А в завершении, от себя, добавлю, что все сказанное лишь часть, верхушка айсберга экономики продвижения. И мы говорили сегодня лишь об упаковке. И ничего не сказали о брендинге. О том, что сделает ваш проект уникальным.