Простые формулы дизайна
Две универсальных формулы в дизайне называются они «АБ» и «Дваждыдвачетыре»
В мире дизайна существуют две универсальных формулы. Они просты для понимания, стопроцентно работающие. Эти формулы очень не нравятся заказчикам. Даже весьма продвинутым.
Называются они «АБ» и «Дваждыдвачетыре».
Первая (АБ) – вообще уникальная формула. Именно она позволяющая создавать цельный и мощный продукт. Ее суть в том, что сказав «А» вы неизбежно должны сказать «Б». Не «б», а «Б». И если вдруг выясняется, что очень хочется «б» то придется искать решение, в котором вы начнете свой рассказ с «а».
Клиент мыслит дискретно, вспышками. Кто-то сказал, что синий приносит удачу. А у него все в зеленом. Простое сложение кошмарно. Девяностые в Красноярске были неприятны не только из-за бардака и бандитов. От ТВК до Пикры все было сине-зеленое. Вот это был реальный ужас!
Алфавит в этой истории не случаен. В дизайне решение, как впрочем, все в этом мире, строится на рассказе. На повествовании. На воспоминаниях или мечтах. Синий с зеленым возможен, если синий уходит в фиолетовый, а зеленый тянется к оливковому. Тогда это может быть МАГРИБ и позволительно добавлять красный, голубой, желтый. Или к травянисто зеленому – добавляем сине голубой. Пикник? Windows?
Именно эта формула лежит в основе понятия «стиль». Если вы выбираете золото, будет трудно прибавить к нему кирпич.
Но это не означает, что вы обязаны использовать только парчу. Работа дизайнера тем и удивительна, что дарит нам новые миры. Белый, математически выверенный Арт-Деко с легкостью оперирует и золотом, и деревом.
Т.е. «б» может быть очень разным, но правильную историю надо поискать.
Понятно, что примеры условны. И понятно, почему эта формула не нравится заказчику. Всякая «импульсивная» идея требует уравновешивания, а значит затрат. Здесь надо бы улыбнуться. Но не всегда удается.
Вторая формула, при всей ее очевидности, еще более ненавистна клиенту. И часто непонятна. Агрессивно непонятна.
Ее сформулировал выдающийся британский дизайнер Мартин Ламби-Наир, создатель логотипа ВВС и во многом облика современного телевидения.
Он сказал, что не существует вариантов решения задачи. Ни двух, ни трех, ни вообще какого-то множества. Не может быть двух вариантов логотипа или рекламной концепции. Нескольких идей облика телевизионного канала. Решение, правильное решение, только одно. Всегда! Как дважды два – всегда четыре.
Я не хочу оспаривать факт наличия успешных альтернативных бизнес решений. Но очевидно (мало кто сможет оспорить), что одно из них точно успешней.
Дело даже не в противостоянии Пепси и Колы. Дело в том, что когда я делаю знак, стиль, концепцию, я всегда рассматриваю варианты. Даже в одной системе, стиле, решении, я кручу этот кристалл и пытаюсь понять, через какую грань вид будет мощнее, концентрированней, четче (или размытей, если такая задача).
И поняв верный путь, я иду только этой дрогой, не оглядываясь, не возвращаясь.
Уже больше десяти лет я не предлагаю варианты. Кроме крайне редких случаев, когда работа велась в очень ограниченные сроки.
Но даже старые верные мои клиенты стараются подглядеть, узнать, а что я еще пробовал.
К слову говоря, опыт давний показывает, что клиент всегда выбирает самый слабый (откровенно худший) из вариантов. Но это так… примечание.
Важно, что обе этих формулы работают на одну лузу. Любое решение должно быть цельным (АБ) и решительным (дваждыдвачетыре). Не однообразным. Но галактических масштабов скоплением, которое живет по установленным и беспрекословно выполняющимся законам.
Как мир, который нас окружает. Который несет радость открытий сейчас и точно в состоянии подарить новые в будущем.
До встречи.
Иллюстрация: Paley Oksana / www.behance.net